4 июля 2016 года. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с заявлением, в котором выразила глубокую обеспокоенность «в связи с недавним принятием законодателями новой редакции статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, которую в народе уже называют "Законом о запрете воспитания"».
«Если новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса вступит в силу, это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей (с наложением наказания до двух лет лишения свободы) за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей. При этом, как следует из текста закона, посторонние люди за такие же действия в отношении ребенка уголовной ответственности нести не будут», — отмечается в заявлении Патриаршей комиссии.
Комиссия считает, что данная норма «не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей, дискриминационна, противоречит основным принципам здравой государственной семейной политики и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества», а ее практическое применение «принесет обществу и его нравственной жизни значительно больше вреда, чем пользы».
«Не вызывает никаких сомнений, что дети должны быть защищены от действительно преступных действий, кем бы они не совершались, особенно когда речь идет о преступном насилии. Однако нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний», — подчеркивается в документе.
В заявлении отмечается также, что «в российском обществе уже несколько веков идут педагогические дискуссии, в которых выражаются различные мнения в отношении оправданности и разумности использования таких воспитательных наказаний». В Патриаршей комиссии убеждены в том, что «вопрос о выборе тех или иных методов воспитания детей, не причиняющих им какого-либо реального вреда, должен оставаться предметом подобных дискуссий и свободных решений родителей, а не принудительного законодательного регулирования».
«Православные христиане, разумеется, на практике могут иметь разные взгляды и убеждения по вопросам воспитания своих детей, желательности и допустимости использования в воспитании тех или иных подходов и методов, включая и средства семейной дисциплины. Однако не подлежит сомнению, что как Священное Писание (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11 и др.), так и Священное Предание Православной Церкви рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей. Таким образом, попытки искусственного законодательного ограничения этого права родителей противоречат учению Православной Церкви», — отмечается в заявлении.
Патриаршая комиссия по вопросам семьи «настоятельно просит всех законодателей, представителей государственной власти, общественных организаций, неравнодушных к защите и будущему российской семьи и нашего Отечества, предпринимать все возможные в рамках действующего законодательства шаги с целью исключить из российского законодательства любую возможность уголовного или иного преследования родителей за разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей, не причиняющее вреда их здоровью».
Совет Федерации Федерального Собрания РФ 29 июня 2016 года одобрил закон о декриминализации ряда статей российского уголовного законодательства. Среди сенаторов возникла дискуссия по поводу данного закона. Некоторые из них считают, что он способствует легализации ювенальной юстиции и необоснованному вторжению в семейные дела. Спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко предложила одобрить законопроект, но создать рабочую группу, чтобы до сентября изучить критику статьи и найти «компромиссные варианты решения».