Мария Жесткова
Так выразился кандидат в президенты Франции в недавнем интервью католической газете «Ля Круа» (La Croix) (от 3 апреля 2007 г.).
Николя
Саркози (Nicolas Sarkozy) дважды был министром внутренних дел и потому,
вне зависимости от своих личных убеждений, столкнулся с проблемами
религий, так как во Франции это министерство занимается также и
проблемами культов.
В своей работе он старался изменить
политическое отношение и к принципу светскости, и к религии. La?cit? -
светскость - является одной из основ французского государства. Саркози
не отказывается от принципа светскости, но настаивает на том, что
соблюдение этого принципа не означает борьбы с религией: «Надо дать
людям возможность осуществлять свою религию в жизни, выражать ее и
передавать своим детям». Таким образом, он выступает против узкого
понимания светскости. Для него светскость - это открытость, а не
замкнутость. Светскость обеспечивает равенство всех граждан независимо
от того, верят они в Бога или нет, а, кроме того, - нейтральность
государственной власти в отношении религии. Последнее, однако, не
означает, что власть не должна интересоваться религией. Дистанцируясь
от какой-либо религиозной идеологии, власть должна гарантировать
каждому гражданину свободу выражать свои убеждения. Дело власти -
заниматься земными делами, религия же дает ответы на духовные вопросы и
искания. А кто такой человек, который верит? Это человек, который имеет
надежду. Саркози не видит, чем эта надежда может противоречить
республиканскому строю.
Напротив, он хочет, чтобы
Республика была гарантом реальных, а не виртуальных прав. Как объяснить
французским мусульманам, что они имеют те же права, что и другие, когда
им приходиться молиться в подвалах или гаражах? Источником опасности,
которую несет радикальный исламизм, Саркози считает не мечети, а как
раз эти подвалы и гаражи, а также тот факт, что религиозное образование
имамов и постройка культовых объектов финансируются из-за рубежа.
Когда
заходит речь о диалоге властей с религиями, он задается вопросом: как
наладить диалог с мусульманами Франции, представляющими вторую по
численности верующих религию в стране, если у них нет официальных
представителей? Поэтому он продолжил дело своего предшественника на
посту министра внутренних дел и в 2003 году возобновил деятельность
Французского совета мусульманского культа, в ответственность которого,
кроме диалога с властями, входит, в частности, подготовка имамов и
строительство мечетей - не без помощи местных властей.
По
вопросу о преподавании религии в школах Саркози высказывается как
сторонник преподавания истории главных религий, но выступает против
того, чтобы в школе читали и комментировали религиозные тексты, так как
толкования могут быть весьма субъективными, а это создает опасность
возобновления религиозных войн. Он также считает, что школьникам было
бы полезнее знать главные события из истории монотеистических религий,
чем имена богов и богинь Древней Греции.
Николя Саркози
часто говорит, что нельзя ограничивать жизнь и деятельность церквей
только духовной областью, только сферой частной жизни. Для него религия
- это не только культ, это также и культура. В качестве примера он
обращает внимание на то, что многие неверующие евреи идут в праздник
Йом Кипур в синагогу потому, что это часть не только культа, но и
еврейской культуры в целом.
Сам Саркози время от времени
ходит с семьей в церковь, но порой испытывает разочарование
недостаточно высоким уровнем проповеди. Он никоим образом не отказывает
епископам в праве говорить о вере, но сожалеет, что из мира ушли
великие религиозные голоса таких интеллектуалов, как Андрэ Фроссар и
Жан Гитон.
Отвечая на вопрос, не может ли религиозное
возрождение привести к утрате национальной идентичности, он заявляет,
что будет бороться за эту идентичность, потому что если национальное
сознание ослабевает, люди поворачиваются в сторону своей узкой общины.
Главные религии он защищает, так как их слабость приводит к тому, что
люди обращаются к сектам. По его мнению, есть связь между ослаблением
чувства национальной принадлежности и усилением чувства принадлежности
к частным сообществам. Саркози считает, что религия может играть в
обществе роль связующего элемента.
В заключение Николя
Саркози напоминает, что нынешняя Франция - это два века христианства,
соединившегося со светской нравственностью. Вся Франция покрыта
церквами. Католическая религия - одна из основ французской
идентичности. Но идентичность не является застывшим понятием. Она
строится постепенными наслоениями. А Франция - их синтез.