Представитель Московского патриархата при Совете Европы игумен Филарет (Булеков) в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Марии Лозицкой рассказал о работе представительства Русской церкви в Страсбурге и о шагах по донесению до Совета Европы позиции Православной церкви.
- Со времени визита патриарха Московского и всея Руси в Совет Европы прошло два года. Какой след оставил этот визит? Намечается ли визит в Страсбург патриарха Кирилла?
- Приезд в Страсбург Святейшего патриарха Алексия II был итогом более чем двухлетней подготовительной работы. На момент открытия представительства Совет Европы с трудом представлял формат и формы возможного взаимодействия с Русской православной церковью. Однако визит патриарха Алексия II был воспринят как важный этап в большом и сложном процессе такого взаимодействия. Выступление патриарха на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы до сих пор живо в памяти многих. Независимо от того, солидарен ли Совет Европы с позицией Русской церкви и ее предстоятеля по тем или иным вопросам, здесь говорят о почившем в прошлом году Святейшем патриархе как о выдающейся личности и воспринимают его как религиозного и общественного деятеля мирового масштаба. Это отразилось и на количестве соболезнований, которые были отправлены в адрес Русской православной церкви после кончины Его Святейшества. Визит патриарха Алексия II вспоминается как одна из ярких страниц жизни Совета Европы за послевоенный период.
Что касается визита в Совет Европы патриарха Кирилла, я думаю, рано или поздно вопрос об этом будет поставлен. В Страсбурге ни для кого не секрет, что вся работа по организации представительства, по активному участию Московского патриархата в обсуждении повестки дня Совета Европы проходила под его непосредственным контролем и руководством. Будучи председателем Отдела внешних церковных связей, он неоднократно посещал Страсбург и общался практически со всем руководством Совета Европы. Здесь Святейшего патриарха Кирилла хорошо знают и уважают.
- Сотрудничает ли представительство Московского патриархата в Страсбурге с представителями российского государства, аккредитованными при Совете Европы?
- Понимая необходимость участия Русской церкви в диалоге о правах человека и по другим вопросам повестки для Совета Европы, министерство иностранных дел и постоянное представительство России с самого начала оказывали нам посильную помощь. Это вовсе не означает, что мы являемся подразделением российского дипломатического корпуса. Вместе с тем мы всегда подчеркивали, что представительство Московского патриархата представляет не Церковь в Российской Федерации, но православных верующих во всех странах канонической территории Русской православной церкви, то есть Белоруссии, Украины, Молдавии, стран Прибалтики и иных государств, где существуют ее приходы. Исходя из этого, мы на постоянной основе поддерживаем контакты с дипломатическими миссиями разных стран.
Кроме того, у нас сложились добрые отношения и с представительствами тех государств, которые не входят в каноническую территорию Московского патриархата, но где большинство граждан называют себя православными. Это Греция, Кипр, Грузия. Кстати, грузинскую общину наш приход поддерживал как до событий августа 2008 года, так и после. Мы вместе переживали разразившуюся в прошлом году трагедию и приложили все необходимые усилия, чтобы сохранить тесные, братские отношения, существующие между русскоязычной и грузинской общинами Страсбурга.
- Как в Западной Европе был воспринят соборный документ "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека"?
- Руководство и другие заинтересованные представители Совета Европы были ознакомлены с этим документом, в котором выражена позиция Русской церкви по приоритетным для него вопросам. В ходе рабочих встреч и на существующих дискуссионных площадках мы ведем работу по продвижению и разъяснению этого документа, так как многим людям, мало или совсем не знакомым с церковной традицией, довольно трудно освоить содержание "Основ", написанных скорее на богословском языке. Иначе говоря, знакомство с этим документом западного общества, людей как религиозных, так и светских, - это долговременный и трудоемкий процесс, требующий большой и активной работы не только нашего представительства, но и всех епархий и приходов Русской православной церкви за пределами России.
В целом же западные христиане с большим интересом, углубленно изучают "Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека". С подробными откликами уже выступили Содружество протестантских церквей в Европе, а также католические богословы, представляющие Институт межхристианских исследований Фрибургского университета и Институт восточных Церквей в Регенсбурге. Это хороший знак, ведь межхристианская дискуссия по этой теме, которая имела место в прошлом, требует продолжения. По одним вопросам у нас есть согласие, тогда как по другим позиции не совпадают.
- Насколько вообще религиозная тема актуальна для стран Западной Европы?
- Эта тема сегодня более чем актуальна по ряду причин. Во-первых, рост иммигрантских общин, которые составляют мусульмане, привлекает внимание к формам и содержанию их религиозности. Соответственно, во-вторых, так или иначе, продолжается начатое в свое время в ходе дискуссий о преамбуле Евроконституции обсуждение вопроса о религиозных, прежде всего христианских, корнях культуры европейских народов и Европы в целом. Сегодня западное общество пытается понять, насколько религия важна для человека, как она связана с общественной жизнью личности, как влияет, например, на политические и социальные взгляды людей. Нередко открыто выраженные религиозные убеждения, касающиеся моральных и общественных проблем, вызывают отпор со стороны некоторых светски ориентированных людей и дискуссию в обществе. Это касается, например, таких вопросов, как легализация однополых браков, эвтаназии, а также, скажем, проблем биоэтики, которые напрямую затрагивают религиозное представление о природе человека и его духовном призвании.
- А нужен ли нам диалог с иными христианскими конфессиями? Как сегодня на Западе развивается экуменическое движение?
- Кризис сформированного в минувшем веке экуменического движения не является ни для кого секретом. Сегодня речь идет о другом - о межхристианском взаимодействии в Европе, с трудом осознающей религиозное, христианское измерение своей истории и культуры. Поэтому содержанием такого взаимного свидетельства христиан являются по преимуществу именно вопросы морали, общественного служения Церкви, ее вклада в культуру, христианской антропологии вообще. Мы живем в очередную эпоху культурных трансформаций, и христиане призваны активно заявлять в обществе свою позицию, которая определяется их верой. Межхристианское взаимодействие, конечно, дело непростое, потому что наши позиции по многим вопросам, таким как светскость, права человека, религиозное образование, часто не совпадают. И поэтому христианам нужно вести диалог, который, надеюсь, принесет пользу всем.
- Как Вы считаете, свидетельство о православии в Западной Европе сегодня - это миф, реальность или мечта?
- Это реальная жизнь наших общин здесь. Ведь каждый приход, будь он относительно недавно или несколько десятилетий назад образован, самой своей жизнью, каждым своим днем свидетельствует о православии. Люди, которые приезжают сюда в последние два десятилетия, то есть после падения "железного занавеса", в большинстве своем выросли и воспитались в Советском Союзе. Их обращение к религии после долгих лет царствования атеистической идеологии во многом является примером для окружающих.
Однако мы принимаем активное участие в жизни не только наших национальных общин, но и стараемся выстраивать добрые братские отношения с приходами других поместных Православных церквей. Так, в тех городах Европы, где существуют православные общины, русский приход всегда занимает одно из центральных мест. Без наших общин, наверное, не обходится ни одно общеправославное событие. Например, 25 октября этого года духовенство храма представительства Московского патриархата в Страсбурге и священник местного французского прихода Корсунской епархии Русской православной церкви приняли участие в общеправославном богослужении, с которого в Страсбурге началась неделя греческой культуры.
Мы стараемся использовать каждую возможность для совместной молитвы наших общин и, уделяя первостепенное внимание поддержке соотечественников, национальной культуры и языка, в то же время не замыкаться в национальных квартирах, а вместе с другими православными приходами развивать миссию православия в этой части Европы.
- Несколько лет назад решением Синода Русской православной церкви в состав Корсунской епархии был включен франкоязычный страсбургский православный приход. Что это за община?
- Это замечательный пример открытости структур Русской церкви в диаспоре к коренным жителям, искренне ищущим истинной духовной жизни и обращающимся к православию. Этот приход Святой Аталии и Святителя Григория Паламы имеет трудную и интересную судьбу, историю поиска пути к истинной Церкви. Многие из его членов ранее принадлежали к Католической церкви и так называемым православным общинам западного обряда. В настоящее время это крепкий, динамично развивающийся, интегрированный в местную жизнь православный приход, входящий в состав Корсунской епархии. Его настоятель, отец Даниил, совершает все богослужения на французском языке в соответствии с традициями Русской церкви и наших приходов во Франции. Его проповедь привлекает в эту молодую общину все новых и новых членов. Та внутренняя неудовлетворенность, которую они, может быть, ощущали ранее, восполняется теперь наполненной духовной жизнью, красотой православного богослужения и той искренней любовью, которой их окружают и священноначалие и собратья священники. Я всегда с радостью отмечаю добрые отношения, понимание и взаимную поддержку, которые установились между русскоязычной и франкоязычной общинами нашей Церкви в Страсбурге.
- Расскажите, пожалуйста, о богослужебной жизни Вашего прихода в Страсбурге и русской общине.
- Безусловно, любое церковное учреждение строит свою деятельность в первую очередь вокруг храма и богослужения. В Страсбурге существует приход Всех Святых, который имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно патриарху Московскому и всея Руси. В этом году ему исполняется только пять лет. В настоящее время у нас есть свое помещение, полностью оборудованное для регулярного совершения всех уставных богослужений. Из числа прихожан собран постоянный церковный хор. Помимо этого мы организовали воскресную школу, которой руководит наш диакон Максим Политов. Община в большинстве своем состоит из приехавших в Страсбург в последние пять-десять лет сотрудников Совета Европы, дипломатических учреждений, преподавателей и студентов Страсбургского университета, а также тех, кто живет здесь на постоянной основе.
Старой русской эмиграции как таковой в Страсбурге практически нет, то есть ее количество незначительно в сравнении с новоприбывшими эмигрантами. Поэтому для нас, как и в Отечестве, основной задачей является духовное просвещение людей, которые не смогли получить нужного церковного опыта в предыдущие годы. И, слава Богу, мы уже отмечаем первые плоды этих трудов. Все больше и больше людей сознательно и вдумчиво подходят к таинствам исповеди и причастия, приобретают опыт совершения постов. Некоторые проявляют искренний интерес к послушанию на клиросе и в алтаре.
Понимая, что правильная христианская духовная жизнь невозможна без воспитания в себе любви к ближним и дел милосердия, мы все вместе постепенно учимся помогать друг другу и поддерживать тех, кто к нам обращается. Уже несколько лет я посещаю русскоязычных заключенных в местной тюрьме, передавая им небольшие подарки от наших прихожан. Некоторые из них уже после окончания срока наказания продолжают поддерживать с нами связь.
- Как обстоят дела с выделением земли под строительство русского православного храма в Страсбурге? Ведь договоренность об этом была достигнута еще во время визита во Францию в октябре 2007 года патриарха Алексия II?
- Те задачи, которые были поставлены патриархом Алексием во время его пребывания здесь, безусловно, продолжают выполняться. Мы надеемся, что в 2010 году, который объявлен во Франции Годом России, завершится достаточно длительный процесс наших переговоров с мэрией Страсбурга. Взаимодействие по проблеме выделения земли продолжается. Отмечу, что визит Святейшего патриарха Алексия II стал поворотным во взаимоотношениях нашего прихода и представительства со страсбургской мэрией.