Глава
представительства РПЦ при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) ответил на
вопросы РИА Новости, в том числе касающиеся предстоящей январской сессии ПАСЕ.
Он рассказал об отношении к "делу Магнитского", о об акции PussyRiot,
в храмах Европы и мерах по предотвращению "экстремизма светского
происхождения", о взвешенной позиции по гомосексуализму.
В
Страсбурге, рядом с международными
европейскими институтами на днях
начато строительство храма и культурного
центра Русской православной церкви. Его настоятель, глава представительства РПЦ
при Совете
Европы игумен Филипп (Рябых) ответил на вопросы
журналистки РИА Новости Ольги Липич, в том
числе касающиеся предстоящей январской сессии ПАСЕ. Он рассказал об отношении
к "делу Магнитского", о выступлениях,
подобных акции PussyRiot,
в храмах
Европы и мерах
по предотвращению
"экстремизма светского происхождения", о взвешенной
позиции по гомосексуализму,
гей-пропаганде и давлении
на некоторые
страны в целях
признания однополых браков и суррогатного
материнства, о проблемах
таких матерей из России
и Украины
и возможности
борьбы с гомосексуальным
влечением. Беседа также затронула темы права на ношение
нательных крестиков и другие аспекты
публичного выражения веры, будущего православного духовного центра и вероятности
визитов в Страсбург
патриарха Кирилла и папы Франциска.
— Отношения
Парламентской ассамблеи Совета Европы и России,
являющейся одной из стран-членов
ассамблеи, складываются не безоблачно.
В 2009 году ПАСЕ приняла резолюцию с грузинской
поправкой, которая осуждает признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
Московский патриархат признает Южную Осетию и Абхазию
канонической территорией Грузинской православной церкви. Обсуждаются ли
подобные вопросы вами в Страсбурге? И будете
ли вы следить за предстоящим
рассмотрением доклада по "делу Магнитского" на сессии
ПАСЕ в январе
2014 года?
— Вопросы,
которые вы затронули, относятся к разряду
политических. В политической области или сфере
межгосударственных отношений Церковь, как правило,
не выходит за рамки
общих принципов, которые, например, выражены в Основах
социальной концепции 2000 года. Это позволяет избежать политической
ангажированности, вредной для евангельской
проповеди. В процесс принятия конкретных политических решений в Совете
Европы Церковь не вступает, хотя и может
прояснять свою позицию по религиозным или нравственным
предметам, если таковые затрагиваются в этом
процессе.
Наверное,
у каждой страны есть свои проблемы, связанные с коррупцией,
с которыми она должна справляться. Но несправедливо
использовать эти проблемы для вмешательства во внутригосударственные
дела. В межгосударственных отношениях справедливость означает уважение
суверенитета каждой признанной страны.
— Осенью
прошлого, 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию, в которой
отмечается, что в России
чрезмерно суров приговор по делу
PussyRiot.
Какова ваша позиция по данному вопросу?
— Оскорбительные
для верующих и любого
культурного человека действия российской группы Толоконниковой и украинской
организации Femen вызвали немало дискуссий в Совете
Европы. Сначала многие их оправдывали и считали
их поступки вполне приемлемыми. Однако после похожих перформансов в Кельнском
соборе, Нотр-Дам де Пари мнение кардинально изменилось. Для подавляющего
большинства чиновников и дипломатов стало очевидно, что такой вид протеста
является нарушением прав верующих, которые молятся в этих
храмах, и оскорблением для национальной
духовной традиции.
Представительство
Русской Церкви сделало подборку фактов агрессивного поведения в христианских
церквах в Европе на протяжении
нескольких лет. Оказалось, что в Москве
и в Киеве не было
ничего оригинального. Подобные действия уже совершались в некоторых
храмах европейских городов в предшествующие
годы. В июне 2011 года в католическом соборе Осло пара молодых людей вступила в половые
отношения во время богослужения.
Таким
образом они протестовали против исчезновения лесов на Земле.
Эта подборка была распространена среди дипломатических делегаций и ответственных
чиновников Совета Европы. Должен сказать, что фотографии, взятые из сети
Интернет, и описание осквернений храмов на многих
оказали серьезное воздействие.
На
ежегодной конференции Совета Европы, посвященной религиозному измерению
межкультурного диалога, которая прошла в прошлом
году в Албании, я указывал на необходимость
разработки комплекса мер по защите прав
верующих. Можно считать тюремное заключение для лидеров
бесчинства в храме Христа Спасителя слишком жестким, но тогда
давайте размышлять и предлагать действенные шаги по защите
прав верующих.
По моему мнению, подобные поступки — это следствие потока очернительной информации, который неограниченно льется на религиозные организации в европейских странах. В результате находятся внушаемые люди, которые нападают на священнослужителей, культовые здания, кладбища. Я уверен, что полицейские меры не остановят такие поступки. Нужны долгосрочные средства: религиозное образование, продуманная подача информации о <