В связи с изучением проблемы соотношения свободы выражения мнений и уважения религиозных чувств Комитетом по культуре, науке и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы проводились соответствующие слушания, после которых в повестке дня летней сессии ПАСЕ (26 - 30 июня 2006 года) был заявлен специальный доклад по этой проблеме.
Накануне сессии ПАСЕ Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) направил письмо председателю Комитета ПАСЕ по культуре, науке и образованию Жаку Лежандру, в котором представил свое видение обсуждаемой проблемы.
Игумен Филарет отметил, что Комитет серьезно подошел к этой актуальной сейчас проблеме и попытался учесть разные точки зрения, в том числе и представителей религий. В частности, на последние слушания в Париже был приглашен представитель Русской Православной Церкви епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
Приветствуя эту позицию Комитета, Представитель Московского Патриархата в письме к Председателю обратил внимание на некоторые аспекты, важные, с его точки зрения, для понимания позиции религиозных сообществ.
В письме отмечается, что «общество, уважающее свободу, должно стремиться к консенсусу, опирающемуся на уважение к любым убеждениям других людей, как религиозным, так и нерелигиозным», однако «общественные конфликты последнего времени, в ходе которых одни и те же действия рассматривались, с одной стороны, как проявления свободы выражения убеждений, а с другой, как оскорбление чувств верующих, а, следовательно, как неуважение к их убеждениям, свидетельствуют о том, что такой консенсус не является общественной реальностью и его только предстоит достичь».
Автор письма считает, что мнение, согласно которому «условием неконфликтного взаимоотношения между свободой выражения и свободой религиозной веры является признание светского характера общества в целом», приводит к тому, что свобода вероисповедания по существу ограничивается областью частной жизни человека, а в обществе «доминируют секулярные мировоззрения и идеологии».
Представитель Русской Церкви считает необходимым признать новизну нынешней ситуации, когда «многие представители религиозных объединений и сторонники религиозного мировоззрения не хотят быть насильно исключенными из общего демократического пространства, быть пораженными в правах по сравнению с другими общественными группами». Публичные выражения этой позиции представителей религий не только свидетельствуют об этом, но и становятся причиной того, что «б?льшую остроту приобретают и публичные выражения взглядов, оппозиционных религиозным убеждениям и практикам».
Автор письма считает «безусловно правильной» такую постановку обсуждаемой проблемы, когда участники дискуссии пытаются провести «некую разделительную черту, которая позволила бы определить, где кончается свобода выражения и начинается оскорбление чувств верующих». С его точки зрения, эти усилия будут продуктивными при выполнении двух условий. Во-первых, «необходимо стремление преодолеть сложившуюся асимметрию в реализации свободы выражения секулярных убеждений и выражения убеждений религиозных, когда первая обладает явными преимуществами». Во-вторых, необходимо общее осознание того, что «современное европейское общество - в отличие от государства - нельзя рассматривать как исключительно светское, ибо его полноправными членами являются люди, придерживающиеся различных религиозных убеждений, и в том числе такие, для которых их религиозная приверженность является высшей, а потому определяющей ценностью».
В письме обращается внимание и на другой аспект проблемы, касающийся реализации прав и свобод человека: «Право является всеобщим, тогда как реализация прав - индивидуальной; правовые нормы формальны, а их реализация наполнена ценностным содержанием. То, что порождает конфликт в сфере применения равных прав на свободу выражения, лежит в сфере ценностей».
С точки зрения автора письма, «факты публичного столкновения религиозных и светских ценностей принуждают нас к более глубокому осмыслению и обсуждению парадигмы прав человека и принципа ценностного плюрализма. Необходимо добиваться того, чтобы принцип и механизм соблюдения универсальных прав и свобод был подтвержден и актуализирован на ином уровне, соответствующем нынешней динамике общественной и религиозной жизни».
Игумен Филарет считает, что «только сознательное самоограничение свободы выражения со стороны приверженцев секулярных мировоззрений и критиков религии, прежде всего в том, что касается формы выражения своих мнений, может создать основу для законных требований уважать свободу совести, мировоззренческого и религиозного выбора, адресуемых приверженцам религий».
В связи с этим он обращает внимание участников обсуждения на то, что общественные коллизии, имеющие религиозную природу, хотя нередко и используются в политических целях, но как правило раздуваются политическими силами экстремистского и радикалистского толка, что «заставляет задаться вопросом о том, какова связь проблемы свободы выражения и уважения религиозных чувств с разными формами экстремизма вообще».
Близкими к экстремизму, с точки зрения Представителя Московского Патриархата, можно считать некоторые «проявления, характерные для современной художественной среды, а также журналистского сообщества». Ведь сами представители и так называемого актуального искусства, и масс-медия нередко заявляют о том, что их акции, которые были восприняты как обвинения в неуважении и оскорблении религиозных чувств верующих, имели целью либо «скандал», либо некий шок, который должен был «вызвать общественную дискуссию».
В этой связи автор письма задается вопросом: «Настолько уместно подобное провоцирование реакции со стороны общества?» С этой точки зрения, подобные сознательные действия «никак нельзя признать соответствующим духу принципов прав человека и уважения к достоинству человеческой личности».
В заключение своего обращения Представитель Русской Православной Церкви предложил Председателю Комитета ПАСЕ по культуре, науке и образованию «включить в соответствующую резолюцию специальный пункт о необходимости привлечения на регулярной основе к подобным дискуссиям в Совете Европы экспертов от традиционных для Европы религиозных сообществ».
В письму также обращается внимание на то, что Русская Православная Церковь в течение ряда лет принимает активное участие в общественной дискуссии о правах человека и достоинстве личности и что одним из результатов этой работы стала соответствующая Декларация, принятая на Всемирном Русском Народном Соборе в Москве в 2006 году.