По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
Письмо Представителя Московского Патриархата в Страсбурге Председателю Комитета ПАСЕ по культуре, науке и образованию г-ну Жаку ЛежандруПредседателю Комитета по культуре, науке и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы г-ну Жаку Лежандру Страсбург, 18 июня 2006 года Уважаемый господин Председатель, Позвольте обратиться к Вам в связи с предстоящим обсуждением на сессии ПАСЕ 28 июня 2006 года доклада Комитета по культуре, науке и образованию «Свобода выражения мнения и уважение религиозных чувств» («Freedom of expression and respect for religious beliefs»). Мы знаем, что Ваш Комитет серьезно подошел к этой актуальной сейчас проблеме, попытался услышать и разобраться в разных точках зрения, в том числе и представителей религиозных организаций. На последние слушания в Париже был приглашен и видный представитель Русской Православной Церкви епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Вместе с тем, понимая серьезность и болезненность изучаемого вопроса, считаю своим долгом еще раз просить Вас обратить внимание на некоторые аспекты, важные для понимания позиции религиозных сообществ. Свобода убеждений и возможность публично выражать эти убеждения - это одно из европейских завоеваний. Его следствием стало утверждение принципа мировоззренческого и идейного плюрализма. Свобода убеждений включает как право на исповедание религиозной веры, так и отказ от такого исповедания. Поэтому общество, уважающее свободу, должно стремиться к консенсусу, опирающемуся на уважение к любым убеждениям других людей, как религиозным, так и нерелигиозным. Общественные конфликты последнего времени, в ходе которых одни и те же действия рассматривались, с одной стороны, как проявления свободы выражения убеждений, а с другой, как оскорбление чувств верующих, а, следовательно, как неуважение к их убеждениям, свидетельствуют о том, что такой консенсус не является общественной реальностью и его только предстоит достичь. Существует мнение, что условием неконфликтного взаимоотношения между свободой выражения и свободой религиозной веры является признание светского характера общества в целом (la?cit?). Однако в таком случае свобода вероисповедания в действительности ограничивается областью частной жизни человека. В настоящее время есть основания полагать, что упомянутое мнение разделяется далеко не всеми членами европейского сообщества. Многие представители религиозных объединений и сторонники религиозного мировоззрения не хотят быть насильно исключенными из общего демократического пространства, быть пораженными в правах по сравнению с другими общественными группами. И нередко они выражают это публично. Соответственно, б?льшую остроту приобретают и публичные выражения взглядов, оппозиционных религиозным убеждениям и практикам. Представляется важным признать известную новизну этой ситуации, которая требует серьезного анализа. При обсуждении темы о свободе выражения и уважении религиозных чувств как правило говорят о необходимости провести некую разделительную черту, которая позволила бы определить, где кончается свобода выражения и начинается оскорбление чувств верующих. Такая постановка вопроса является, безусловно, правильной. На наш взгляд, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо стремление преодолеть сложившуюся асимметрию в реализации свободы выражения секулярных убеждений и выражения убеждений религиозных, когда первая обладает явными преимуществами. В свою очередь, это возможно лишь при осознании того, что современное европейское общество - в отличие от государства - нельзя рассматривать как исключительно светское, ибо его полноправными членами являются люди, придерживающиеся различных религиозных убеждений, и в том числе такие, для которых их религиозная приверженность является высшей, а потому определяющей ценностью. Постоянное обновление и утверждение общественного консенсуса - одна из характерных особенностей демократического и правового общественного устройства. В поисках такого консенсуса, мы стоим сегодня перед весьма серьезной задачей нового осмысления проблемы, которая напрямую связана с реализацией прав и свобод. Право является всеобщим, тогда как реализация права - индивидуальной; правовые нормы формальны, а их реализация - наполнена ценностным содержанием. То, что порождает конфликт в сфере применения равных прав на свободу выражения, лежит в сфере ценностей. Факты публичного столкновения религиозных и светских ценностей принуждают нас к более глубокому осмыслению и обсуждению парадигмы прав человека и принципа ценностного плюрализма. Необходимо добиваться того, чтобы принцип и механизм соблюдения универсальных прав и свобод был подтвержден и актуализирован на ином уровне, соответствующем нынешней динамике общественной и религиозной жизни. Быть может, пришло время осознать и то, что уважение к другому, к его убеждениям и верованиям должно быть гораздо более глубоким, более внимательным и осведомленным, можно сказать - более ответственным, чем этого требует абстрактный принцип толерантности. Только сознательное самоограничение свободы выражения со стороны приверженцев секулярных мировоззрений и критиков религии, прежде всего в том, что касается формы выражения своих мнений, может создать основу для законных требований уважать свободу совести, мировоззренческого и религиозного выбора, адресуемых приверженцам религий. И только в этом случае возникает право осуждения неадекватных реакций, в том числе силовых акций, к которым иногда прибегали приверженцы религий, оправдывая свои действия тем, что их религиозные чувства были оскорблены. У обсуждаемой проблемы есть и другой аспект, выходящий за правовые рамки и требующий, на мой взгляд, отражения в докладе Комиссии. Вполне очевидно, что нередко конфликт, имеющий несомненное религиозное измерение, используется в политических целях. В данном случае проблема состоит в том, чтобы отличать и, если возможно, отделять собственно религиозную составляющую от политической составляющей, имеющей иную природу. Важно обратить внимание и на тот факт, что общественные коллизии, имеющие религиозную природу, используют и нередко раздувают не столько политики как таковые, сколько политические силы экстремистского и радикалистского толка. Это заставляет задаться вопросом о том, какова связь проблемы свободы выражения и уважения религиозных чувств с разными формами экстремизма вообще. Нельзя игнорировать и близкие к экстремизму проявления, характерные для современной художественной среды, а также журналистского сообщества. Сами представители так называемого актуального, искусства, в адрес которых звучали обвинения в неуважении и оскорблении религиозных чувств верующих, не раз публично заявляли, что целью их художественных акций является именно «скандал», вызывающий общественный резонанс. В свою очередь некоторые журналисты оправдывали появление материалов откровенно антирелигиозной направленности стремлением таким образом «вызвать общественную дискуссию». В таком случае возникает вопрос: настолько уместно подобное провоцирование реакции со стороны общества? Это никак нельзя признать соответствующим духу принципов прав человека и уважения к достоинству человеческой личности. Надеюсь, что высказанные мною мысли, окажутся небесполезными при рассмотрении разных точек зрения по обсуждаемому вопросу. Хотел бы также предложить Вам, уважаемый господин Председатель, и Вашему Комитету предложить Ассамблее включить в соответствующую резолюцию специальный пункт о необходимости привлечения на регулярной основе к подобным дискуссиям в Совете Европы экспертов от традиционных для Европы религиозных сообществ. Это только обогатит и сделает более глубокой работу над столь важными темами. Как Вы, наверное, знаете, в течение целого ряда лет Русская Православная Церковь принимает активное участие в развернувшейся общественной дискуссии о правах человека и достоинстве личности. Позвольте представить Вашему вниманию концептуальный доклад Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, сделанный им на недавно прошедшем в Москве Всемирном Русском Народном Соборе, а также специальную Декларацию, принятую участниками по результатам работы этого Форума. Упомянутые документы направляю в приложении к настоящему письму. Примите, господин Председатель, заверения в моем искреннем уважении. Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|