Игумен ФИЛАРЕТ (Булеков),
Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге
Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге
Архиерейский Собор, высший орган иерархического управления Московского Патриархата, прошедший в Москве 24-29 июня 2008 года, принял «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Появление церковного документа по правам человека - важный шаг в развитии социального учения Православной Церкви (его основы были обнародованы в 2000 году). Тем самым разрушены как минимум два распространенных стереотипа: что Православная Церковь не имеет никакого отношения к теме прав человека и что Церковь - «против прав человека».
В документе ясно сказано: «С точки зрения Православной Церкви, политико-правовой институт прав человека может служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности». Таким образом, Церковь рассматривает принцип прав человека как один из социальных регуляторов. Но - отнюдь не единственный и даже не самый главный.
Здесь и заключается основное разногласие со светским правозащитным сознанием. Ибо для Церкви существующая концепция прав человека не является аксиомой, а тем более абсолютной истиной. Напротив, Церковь указывает на то, что эта концепция прошла историческую эволюцию.
Однако - что наиболее важно - Церковь принимает эту концепцию как данность, как важнейший элемент международного права и - работает с ней. При этом Церковь не ставит перед собой задачу комментировать или критиковать отдельные международные документы по правам человека, созданные и принятые в разных исторических обстоятельствах (такие, например, как Всеобщая декларации прав человека 1948 г. и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1953 г.). Она работает именно с базовыми понятиями этой концепции, прежде всего с понятиями достоинства и свободы, которые имеют христианские корни.
Документ, принятый Архиерейским Собором, - прежде всего церковный. Церковь не пытается в этой дискуссии выступать как «светская сила», следуя секулярной, безрелигиозной логике. И ценным в данном случае является именно то, что Церковь честно и откровенно заявляет свое видение и свою позицию, опираясь и в истолковании прав человека, и в оценке их реализации в современной общественной практике на религиозные основания, на христианское вероучение и вытекающую из него христианскую этику.
Главная особенность церковного понимания прав человека - в оценке роли и места нравственных ценностей в жизни современного общества.
Секулярное сознание главное ударение ставит на свободе индивидуального выбора, принципиально не интересуясь содержанием этого выбора - мировоззренческим, этическим, эстетическим и т.д. Церковь же, по определению, не может игнорировать содержание свободного нравственного выбора. Для нее нравственность связана с вечным спасением человека. Отсюда серьезная обеспокоенность Церкви отсутствием морального консенсуса в современных обществах.
Церковный документ вводит в правозащитную концепцию понятия о двух свободах - свободе выбора и свободе от зла (свободе в добре). Подлинно свободен тот, кто идет путем праведной жизни. Напротив, злоупотребление свободой, выбор ложного, безнравственного образа жизни в конце концов разрушает саму свободу выбора, так как ведет волю к порабощению грехом. Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла.
Обращаясь к теме прав человека, Церковь напоминает о том, что многими сегодня почти забыто: еще в недавнем прошлом в основополагающих документах по правам человека это представление об общественной морали присутствовало. Так, например, во Всеобщей декларации прав человека (1948) говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29, 2).
Есть и другая проблема, которую не может обойти Церковь. О ней говорил на Архиерейском Соборе митрополит Кирилл: «Возникающая во многих странах и обществах ситуация чревата, как кажется, весьма опасными последствиями, ибо противоречащие Евангелию подходы к морали закрепляются в законодательстве, а значит могут быть навязаны верующим силой закона». Для Церкви важны не только формулировки в общепринятых правозащитных документах, но и практика их реализации в обществе.
За примерами далеко ходить не надо: возьмем регистрацию однополых союзов. Конечно, никому, в том числе и верующему христианину, нельзя навязать силой такой союз. Но внедрять в сознание детей в государственных школах представление о том, что это - такая же норма, как и традиционный брак, а потому не противоречит нравственности, вполне возможно.
Включаясь в общую дискуссию, Церковь предлагает свою классификацию прав человека. Высшая ценность - человеческая личность в ее позитивном развитии, а потому первичны - право на жизнь, свобода совести, слова, творчества, право на образование. В свою очередь права гражданские, политические, социально-экономические призваны создавать условия для совершенствования личности.
Документ касается и вопроса о так называемых коллективных, или групповых, правах. Это вопрос дискуссионный, по нему нет консенсуса ни в среде специалистов, ни в обществе. Но Церковь есть именно своеобразный «коллектив», сообщество людей, разделяющих общие убеждения. Индивидуальная свобода для нее не менее важна, потому что только свободная вера может привести к спасению. И поэтому Церковь предлагает стремиться к балансу, обращая внимание на необходимость видеть единство и взаимосвязанность индивидуальных и коллективных прав человека.
Документ отвечает на острые вопросы, часто обращаемые к Церкви: отношение к смертной казни, эвтаназия, аборты и многие другие. Причем эти ответы отражают современные взгляды православных верующих и те дискуссии, которые ведутся в религиозных общинах.
Главная же идея связана с нравственным измерением прав человека. Ибо, с церковной точки зрения, формальные права не могут быть единственным социальным регулятором: «Духовный опыт Церкви свидетельствует, что напряженность между индивидуальными и общественными интересами может быть преодолена тогда, когда права и свободы человека согласуются с нравственными ценностями».
Предлагая свое толкование прав и свобод человека, основанное на религиозных представлениях, Церковь вступает как полноправный участник в ту живую дискуссию, которая ведется на национальном и международном уровнях и, собственно, как раз и является причиной постоянной эволюции самой концепции прав человека. Это включение Церкви, как и других религиозных сообществ, отражает настоящий этап этой эволюции. Ибо сегодня обсуждение прав человека не может происходить только в «секулярном, безрелигиозном пространстве». Особенно учитывая, что большинство жителей нашей планеты все-таки являются людьми религиозными.
Надеюсь, что этот документ будет воспринят правозащитным сообществом, включая такие авторитетные международные организации, как Совет Европы, как шаг навстречу в диалоге между секулярным обществом и религией, шаг союзников в деле защиты прав, свободы и достоинства человека.