По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
Всемирный Русский Народный Собор обсудил тему прав человека и достоинства личностиОдним из главных направлений работы состоявшегося 4-6 апреля 2006 года в Москве X Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) стала дискуссиях о правах человека. С основополагающим докладом по этой теме, озаглавленным «Права человека и нравственная ответственность», выступил на первом пленарном заседании заместитель главы ВРНС, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Митрополит Кирилл задался вопросом об универсальности концепции прав человека. «Есть такое мнение, что права человека - это универсальная норма. Не может существовать православная, исламская, буддистская, русская или американская концепция прав человека. Это привносит относительность в понимание прав человека, а, следовательно, существенно ограничивает его функционирование в международной жизни. Так размышляют многие политики и общественные лидеры. Действительно, можно понять желание сохранить универсальный характер концепции прав и свобод, который не зависел бы от каких-либо переменных. Собственно, и православные люди не возражают против существования в современном мире некоторых универсальных правил поведения. Но эти правила должны быть по-настоящему универсальными. Возникает вопрос: являются ли таковыми претендующие на эту роль права человека в современном изложении? Дело в том, что эта концепция родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать, что в этих странах она имела свои успехи, но показала и свои недостатки. Нередко именно повышенным уровнем индивидуализма объясняется демографический спад, асоциальное и безнравственное поведение - то есть все то, что сегодня представляет общественную проблему на Западе». Докладчик обратил внимание на то, что «в последние годы развиваются такие тенденции в области прав человека, которые оцениваются верующими людьми, по меньшей мере, как двойственные. С одной стороны, права человека служат благу. Нельзя забывать, что именно под воздействием этой концепции на общественное мнение стран бывшего социалистического лагеря Русская Православная Церковь и другие религиозные общины стран Восточной Европы освободились от оков безбожия. Кроме того, права человека провозглашают борьбу с различными злоупотреблениями, унижениями и злом, которые совершаются в обществе против личности. Но, с другой стороны, мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке». Среди таких представлений, по мнению митрополита Кирилла, утверждение, что «свобода вероисповедания ограничена правами человека», содержащееся в резолюции «Женщины и религия в Европе», принятой в 2005 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы. «Это утверждение ставит религиозную жизнь в подчиненное положение по отношению к правам человека. Так, если она не соответствует определенному пониманию свободы, то она должна быть изменена. Для верующего человека это звучит как призыв к презрению воли Божией ради человеческих представлений». Это также и принцип, согласно которому права человека превалируют над интересами общества. Он в частности зафиксирован в декларации ЮНЕСКО 2005 года по универсальным принципам биоэтики в следующем виде: «Интересы и благо индивида должны преобладать над единственным интересом науки или общества» (ст.3, п.2). «Совершенно очевидно, что такой тезис имеет положительное значение, когда речь идет о принятии государственными или общественными структурами решения, затрагивающего жизнь и благополучие отдельных граждан. Общество должно дорожить каждой жизнью, каждым человеком. Но такой подход очень опасен, если человек начинает строить свое поведение, исходя из приоритетов своих интересов над интересами общества. Это стимулирует только эгоизм и индивидуализм». «Православные верующие готовы принять мировоззренческий выбор других народов, - заявил иерарх Русской Церкви. - Но они не могут молчать, когда им навязываются чужие нормы, противоречащие основам православной веры. Думаю, что такого же мнения придерживаются мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религий. Для того, чтобы избежать конфликта в современном мире, необходимо интенсивно проводить работу по гармонизации различных мировоззренческих систем. Общие принципы жизни мирового сообщества должны вырабатываться совместно различными цивилизациями». «Православные люди готовы воспринимать нормы прав человека и трудиться для их укрепления. Но при условии, что эти нормы будут содействовать совершенствованию человека, а не оправданию его греховного состояния. Задача концепции прав человека состоит в том, чтобы защищать ценность человека и способствовать возрастанию его достоинства. В этом видится главное и единственно возможное с христианской точки зрения предназначение данной концепции». Именно представление о достоинстве человека является, по мнению митрополита Кирилла, ядром концепции прав человека. «Центральным понятием современной концепции прав человека является понятие "человеческое достоинство". Достоинство человека - это главный мотив и оправдание существования прав и свобод. Именно для защиты человеческого достоинства формулируются те или иные права и свободы. В историческом развитии западных стран перечень прав и свобод расширялся, охватывая все новые и новые сферы общественной жизни. Так появились политические, экономические, культурные и социальные права. Этот процесс показывает, что в истории происходит постепенное выявление новых граней достоинства человека. В последние же годы особенно обострились вопросы взаимоотношений между полами, статуса человеческой жизни, биоэтики. Другими словами, зарождается новое поколение прав человека - права, связанные с определением того, что есть человек на уровне его природы. Поэтому сегодня как никогда важно попытаться прояснить, что же такое человеческое достоинство». Докладчик обратил внимание на то, что в понятии достоинства человека «соединяются два смысла. Во-первых, оно обозначает, что некий субъект обладает ценностью. Во-вторых, достоинство означает соответствие жизни субъекта этой ценности. Для православной традиции очень важно установление соотношения между этими двумя аспектами достоинства». С христианской точки зрения, «ценность человека определяется его ценностью в глазах Божиих... Даже грехопадение человека не умалило этой ценности. Бог не уничтожил отступившего от Него человека, но сделал и продолжает делать все для его возвращения к своему предназначению, то есть все для спасения человека». «Наличие образа Божия в природе человека означает непреходящую ценность человека, а подобие означает задачу по развитию этой ценности... в процессе своей жизни человек должен был все больше и больше уподобляться Богу, следовательно, возрастать в своем достоинстве». В то же время, грех означает, что «человек перестал соответствовать ценности своего естества; а значит, в значительной мере утратил достоинство». А потому «не все поступки человека могут считаться соответствующими тем нормам, которые были заложены Богом при его сотворении. Следовательно, есть действия, которые не могут закрепляться в числе прав и свобод человека». Такому подходу противостоит концепция нравственной автономии человека. «В современном западном мышлении еще со времен Жана-Жака Руссо прочно укоренилось представление о том, что достаточно обеспечить свободу и наделить правами личность, и она сама неизбежно выберет добро и полезное для себя. Поэтому никакие внешние авторитеты не должны ей указывать, что есть добро, а что есть зло». По мнению докладчика, «печальное следствие такого антропоцентрического подхода заключается в том, что сегодня во многих странах выстраивается общественная система, которая потворствует греху и устраняется от задачи способствовать нравственному совершенствованию личности. Общество, в том числе и наше, сталкивается с циничной подменой. Допустимость безнравственности оправдывается учением о достоинстве человека, которое, как было сказано выше, имеет религиозные корни». Митрополит Кирилл отметил, что «действительно, человек обладает полной автономией в принятии или не принятии тех или иных правил. Именно Бог наделил человека такой способностью самоопределения. Эта та свобода, перед которой останавливается Сам Бог». Он особо подчеркнул, что «этот тезис христианство не может оспаривать в диалоге с секулярным гуманизмом. Оно оспаривает утверждение о способности человека автономно делать выбор, неизменно соответствующий его настоящему благу». Источником нравственной ориентации, с христианской точки зрения, является Божественное Откровение, а также вложенный Богом в человека нравственный закон. «Важнейшим критерием, который помогает различать между добром и злом, является совесть... Но и голос (совести) может быть заглушен грехом. Поэтому человеку в своем нравственном выборе необходимо руководствоваться также внешними критериями, прежде всего - заповедями, данными Богом». Таким образом, «религиозная традиция содержит в себе критерий различения добра и зла. С точки зрения этой традиции, не могут признаваться в качестве нормы: насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека. Сегодня, к сожалению, на смену абсолютизации государства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. Такая абсолютизация может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели». С точки рения докладчика, «бесспорно, что непрочным и античеловечным является то общество, в котором человек презирается, а всеми правами над человеком обладает государство и коллектив. Но античеловеческим становится и то общество, в котором человеческие права становятся инструментом раскрепощения инстинкта, а понятия добра и зла смешиваются и вытесняются идеей нравственной автономии и плюрализма. Такое общество теряет рычаги нравственного воздействия на личность. В цивилизованном обществе (назовем его так) должен соблюдаться баланс между этими полюсами. Оно должно исходить из понимания того, что каждый человек по природе своей обладает непреходящей ценностью, и в то же время из того, что каждый человек призван возрастать в достоинстве и нести как ответственность перед законом, так и нравственную ответственность за свои поступки». В рамках работы ВРНС состоялась дискуссия на тему «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд», в которой приняли участие представители общественных и религиозных организаций, государственной власти, деятели науки и культуры. Комментируя выбор темы дискуссии, протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Мы подняли эту тему для того, чтобы исправить изъяны существующего миропорядка, чтобы избежать конфликта цивилизаций. О том, что современный мир стоит на грани глобального кризиса, говорит и вспыхнувшая в связи с "карикатурным скандалом" дискуссия о том, что важнее: свобода самовыражения или право на защиту святыни, а также провал попытки демократизации Ирака и разрастающееся движение против глобализации». Со своей стороны Председатель духовного управления мусульман Чувашской республики муфтий Альбир-хазрат Курганов в своем выступлении подчеркнул: «Мы должны понять, от чего хотим освободиться. Не должно быть свободы от морали, от чести и от совести». На заседании также выступил министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов. Он также подчеркнул, что нравственность и свобода являются неотъемлемыми атрибутами человеческой личности, без которых человек становится не личностью, а человекоподобным существом. Говоря об основах законодательства о правах человека, министр сказал: «Закон не в состоянии предусмотреть все правотворчество, и он сам должен на чем-то основываться. Поэтому важным параметром социальной организации в обществе и фактором формирования правосознания граждан является наличие в его основе духовно-нравственного стержня, устойчивость которого гарантирует общество от любых девиантных проявлений». На завершающем этапе своей работы, 6 апреля, Всемирный Русский Народный Собор обсудил и принял «Декларацию о правах и достоинстве человека». |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|