По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
Митрополит Кирилл: «Мое убеждение состоит в том, что в современном мире нормы поведения должны вырабатываться в реальном диалоге...»Интервью митрополита Смоленского и Калининградского
Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата сайту Представительства Русской Православной Церкви при
Совете Европы в Страсбурге 4-6 апреля 2006 года
в Москве будет проходить X Всемирный русский народный собор (ВРНС),
посвященный теме «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». В
повестку дня Собора включен вопрос о правах человека. Прокомментировать
предстоящее событие мы попросили митрополита Смоленского и
Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата, который является заместителем Главы ВРНС. Что
такое Всемирный русский народный собор? Когда он возник, и какие его
цели? Всемирный русский народный собор - это
международная общественная организация, которая возникла в 1993 году.
Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II. Надо понимать, что в русской традиции, помимо церковных,
наименование соборов имели также государственно-общественные собрания,
созывавшиеся для решения важнейших вопросов народной жизни. Поэтому и
сегодня каждый год на форум ВРНС собираются люди, придерживающиеся
различных политических убеждений и представляющие различные слои
общества, как в России, так и в зарубежных странах. На Соборы также
приглашаются представители разных национально-культурных традиций,
имеющих тесные связи с русским миром. Цель организации
состоит в том, чтобы объединить духовные и интеллектуальные силы людей
русской культуры, которые проживают в различных странах мира. Это
делается для того, чтобы они могли совместными усилиями внести свой
вклад в развитие человеческой цивилизации, созидая мир и сотрудничество
между различными народами и культурами. По названиям тем, которые
рассматривались на Соборах за прошедшее время, можно судить, что русских
людей волнуют проблемы, актуальные для многих народов мира. На
предыдущих Соборах рассматривались такие темы, как «Вера и труд»,
«Диалог цивилизаций», «Вера и власть», «Угрозы терроризма и фашизма».
Участниками Соборов были Президент России В.В.Путин, Премьер-министры
России, лидеры крупнейших политических партий, известные деятели науки и
культуры, лидеры традиционных религий России. В июле 2005
года ВРНС получил консультативный статус при Экономическом и социальном
совете ООН. Это позволяет нашей организации вступать в диалог с
представителями других цивилизаций и свидетельствовать о русской
традиции на самом высоком международном уровне. В чем
состоит актуальность настоящей темы Собора и как с ней связана проблема
прав человека? В современном мире одной из главных
проблем является сохранение культурной и религиозной идентичности, как
отдельной личности, так и целых народов. Процессы глобализации
способствуют очень интенсивным контактам между различными культурами.
Происходит встреча идей и разных образов жизни. Мы наблюдаем, как в этой
среде одни культуры стремятся навязать свой образ жизни, другие
признают право каждой цивилизации жить согласно своему укладу. Русский
народ не ставит никаких экспансионистских целей и не желает навязывать
свое видение мира другим народам. Однако он стремится сохранить свою
самобытность в вере, культуре, общественной жизни. На это он имеет
полное право. Это не должно вести к замкнутости и отгораживанию России
от других народов. Наоборот, осознание и сохранение своей самобытности
открывает для русской культуры путь творческого созидания жизни мирового
сообщества на равных с представителями других цивилизаций. Мое
убеждение состоит в том, что в современном мире нормы поведения должны
вырабатываться в реальном диалоге. Ни одна из цивилизаций не может
утверждать, что ее стандарты жизни являются универсальными. Сегодня
подобный вызов исходит от сторонников определенной трактовки концепции
прав человека. Бесспорно, права человека занимают центральное место в
системе международного права и оказывают влияние на жизнь каждого
человека. Однако проблему в функционировании этой концепции создает
довольно распространенная позиция, утверждающая, что только ультра
либеральное понимание прав человека является единственно верным.
Безусловно, в этой трактовке есть много положительного, но есть много
такого, что противоречит представлению различных традиционных религий о
человеке. По моему мнению, настало время начать серьезный разговор об
этой концепции и заново искать консенсус в ее понимании и применении. На
Ваш взгляд, какой вклад в развитие концепции прав человека может внести
русская православная культура? Как раз Собор и должен
будет сказать об этом вкладе. После окончания форума можно будет дать
наиболее полный ответ на этот вопрос. Сейчас же я хотел бы поделиться
только одним соображением, которое, на мой взгляд, является очень важным
для начала дискуссии. В центре концепции прав человека
лежит представление об одинаковом достоинстве каждого человека.
Христианство не возражает против этой идеи, но задается вопросом, что
подразумевается под достоинством человека. К сожалению, сегодня
наблюдаются тенденции включить в это понятие такие вещи, которые
противоречат религиозному пониманию природы человека. До сих пор
содержание достоинства человека раскрывалось постепенно в истории. Этому
соответствовало расширение количества прав и свобод в различных
общественных сферах. Первыми появились политические, затем экономические
и социальные, наконец, культурные права. Современное же развитие прав
человека затрагивает уже природные характеристики личности. В права
вносятся проблемы пола, генных характеристик, понятие смерти. Другими
словами мы вплотную подходим к попытке юридического определения того,
что такое человек. Как Вы понимаете, этот вопрос не может быть
безразличен для религии. Конечно, решать проблему надо,
так как научный прогресс идет вперед, стремительно меняется уклад жизни
людей, под угрозой находится окружающая среда. Наше убеждение состоит в
том, что при ее решении не должен доминировать секулярно-либеральный
подход в качестве универсального. Почему все в обществе должны считать,
что человеческая жизнь начинается только с 14 дня жизни эмбриона, а не с
его зачатием? Почему общество должно считать, что гомосексуализм - это
одно из проявлений человеческой природы, а не заблуждение, требующее
терпеливого исправления? Почему считается, что допустимо из человеческих
эмбрионов получать лекарства? Этих «почему» можно привести еще много.
Церковь утверждает, что Бог через свои заповеди дал самое точное
представление о человеческой природе. Из божественного откровения мы
знаем, что ей вредит, а что ее способно оживлять. Несмотря на различные
богословские учения, большинство религий мира сходятся в определении
того, что есть плохо, а что есть хорошо для человека. Почему же обществу
навязывается секулярный подход к этим вопросам? На
сегодняшний день я бы так сформулировал озабоченности, которые волнуют
православных людей. Посмотрим, какой ответ на эти вопросы даст Собор. Ссылки по теме |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|