По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
ЕСПЧ: за христианку, но против христиан
2013-01-17 |
радио "Голос России"
Совет Европы и религии , Преследования христиан , Выступления Представителя , Права человека Иск бывшей сотрудницы британской авиакомпании British Airways, уволенной за ношение нательного крестика, удовлетворен Европейским судом по правам человека. Эксперты полагают, что победа Нади Эвейды - отнюдь не торжество правосудия, а исключение из правилМилена Фаустова, радио "Голос России" Арбитры постановили, что в отношении женщины была нарушена одна из статей Европейской конвенции по правам человека, касающаяся свободы вероисповедания. Согласно решению ЕСПЧ, Наде Эвейде будет выплачено 32 тысячи евро компенсации. Стюардессу одной из ведущих британских авиакомпаний уволили в 2006 году за отказ снять с шеи на время работы символ христианства. В Великобритании новость об удовлетворении этого иска приняли неоднозначно. Одни считают, что женщине удалось отстоять свои права только благодаря хорошим адвокатам. Другие уверены, что решение Страсбурга ничем не противоречит светскому законодательству страны, а разбирательство шло лишь между уволенной сотрудницей и авиакомпанией. Решение европейского суда не столько защитило христиан страны, сколько еще раз подчеркнуло светский характер британского законодательства. Ведь еще три подобных судебных процесса, которые в это же время прошли в ЕСПЧ, были проиграны, напомнил Стивен Эванс из британской организации по поддержанию светского характера общества: "В случае с Надей Эвейдой просто лучше сработала защита. Но остальные дела они проиграли. Победа Эвейды – очень редкий случай. Суд исходил из того, что в законодательстве нет статьи о ношении христианами религиозных символов на работе. Британский закон оказался полностью согласованным с Европейской конвенцией о правах человека". Проигранным оказалось дело медсестры Ширли Чаплин, уволенной из больницы за отказ снять в целях гигиены и безопасности нательный крест, а также психолога Гарри Макфарлейна, не пожелавшего консультировать однополую пару, и регистратора Лилиан Ладель, получившей дисциплинарное взыскание за отказ регистрировать однополый брак. Тенденция показывает, что наступление на христиан и христианство становится системой, уверен представитель Московского патриархата в ЕСПЧ игумен Филипп Рябых: "В решениях Страсбургского суда чувствуется дыхание преследования христиан. Если права верующих на проявление своей религиозности и приверженность тем этическим нормам, о которых говорит Евангелие, будут рассматриваться как второстепенные и не будут учитываться и защищаться, то христиане окажутся второсортными гражданами. Это даст повод для их всевозможных притеснений и преследований. Хотелось бы, чтобы Страсбургский суд не становился на сторону этой логики. Если мы живем по-настоящему в демократическом обществе, то нужно находить такие решения, которые позволяли бы людям с разными взглядами на этические вопросы жить в одном обществе. На данный момент решения Страсбургского суда идут по пути навязывания мнений и убеждения одной небольшой части общества христианам, которые в современной Европе составляют большинство". Отказ от духовных ценностей и навязывание светского образа жизни и даже мысли - сегодня одна из основных проблем стран ЕС. В разных государствах то и дело возникают скандалы, так или иначе связанные с запретом на христианскую символику. В конце декабря в ряде стран Европы были попытки запретить традиционные рождественские елки, а во Франции обсуждался вопрос необходимости и легитимности Санта Клауса. Самый громкий скандал произошел несколько лет назад в Италии, где мать одного из учащихся подала в суд на школу из-за того, что в классах висели распятия. В то же время в странах Европы под запрет не попадают, например, головные уборы сикхов, которые, как известно, являются религиозным символом. Для европейских христиан Страсбургский суд оказался чуть ли не единственной защитой их интересов, поэтому в ЕСПЧ сегодня рассматривается столько дел, связанных с нарушением свободы вероисповедания, продолжил игумен Филипп Рябых: "Право Страсбургского суда имеет прецедентный характер. Любой случай, который рассматривается в Европейском суде по правам человека, может быть применим к любой из стран. Поэтому сегодня речь идет не столько о Великобритании, сколько о правилах, которые могут быть применимы ко всем странам, входящим в Совет Европы, в том числе и к России, и к Украине". Впрочем, отказ от духовности уже сегодня имеет свои последствия. В американском Стэндфордском университете не так давно появилась необычная должность "священника-атеиста". Первый подобный "священнослужитель" – 28-летний Джон Фигдор – уверен, что студенты-атеисты испытывают те же проблемы, что и верующие. Но если последним есть к кому обратиться, то первые страдают из-за того, что не могут выговориться и поделиться своими бедами и страхами. Весьма вероятно, что если на европейском континенте гонения на духовность и религию продолжатся, то странам ЕС потребуется новая формация священнослужителей. |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|