По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

Выступление врача-гомеопата Н.В.Ольшанецкой на мероприятии, посвященном 60-летию упокоения игумении Нины (Боянус)

Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, уважаемые участники и гости конференции!

Приветствую вас от имени Российского Гомеопатического Общества и от имени Московского Гомеопатического Центра! С большой радостью было принято мною приглашение участвовать в  мероприятиях, посвящённых памяти игумении Нины (Боянус), или, как изумительно звучит по-французски:  60-летию начала её  небесной жизни. Повествуя о человеке, мы обязательно упоминаем о его родителях. Говоря  о такой незаурядной личности, как матушка Нина, нельзя не рассказать о её достойных родителях, своей жизнью и деятельностью приумноживших славу рода Боянус. Благодаря изысканиям господина Филиппа Эделя, стало известно о глубоких, многовековых корнях семьи Боянус, которые находятся в Буксвиллере, во французской  провинции Эльзас. Но потомки древнего рода прижились на российской земле и прекрасными плодами украсили Россию. Принимая эстафету от господина Эделя, почтим память отца матушки Нины – Карла Карловича Боянуса. 5 сентября исполнилось 195 лет со дня его рождения.

Родился Карл Карлович в Санкт-Петербурге в 1818 году в семье представителя гессенского торгового дома Карла Людвига Боянуса, который, как теперь стало известно, поселился в России в конце XVIII века. Боянусы были христианами-лютеранами и, проживая в Санкт-Петербурге, посещали Петрикирхе - лютеранскую церковь Святых Петра и Павла. В этой церкви, не только крестили маленького Карла Генриха, но с 3-х летнего возраста, после смерти матери, он жил в воспитательном доме для мальчиков, а позже и учился в гимназии при этой церкви. В стенах Петрикирхе он получил первоначальное образование и основательное христианское воспитание. Чтобы правильно понять и по достоинству оценить жизнь и деятельность Карла Карловича Боянуса необходимо подчеркнуть, что в основу, в фундамент его личности с детства была заложена христиаснкая вера.

Когда Карл стал уже подростком, не обошла их семью бедность, из-за которой он не успел окончить гимназию, и вынужден был работать, совмещая службу в торговом доме и учение. В 1838 году, выдержав экзамен зрелости, Карл поступил в Санкт-Петербургскую Медико-Хирургическую Академию. Проучившись в Академии 3 года Карл из-за царствующей там, невыносимой для него, суровой военной дисциплины, перевёлся на медицинский факультет Московского Университета. В 1845 году 26-летний Карл Боянус окончил Университет и получил степень лекаря. Ещё, будучи студентом, он впервые услышал о гомеопатическом методе лечения и об авторе нового метода – немецком учёном и враче Самуиле Ганемане (1755-1843). Мнение сокурсников и большинства преподавателей было едино: гомеопатия это лжеучение корыстного Ганемана. Находились профессора, которые, допуская шутовство и глумление, безжалостно бичевали учение Ганемана перед толпой студентов, а те, в простоте сердца, верили им на слово. Но Карл недоумевал:  «Как  же так? Ведь истинный учёный  должен всегда уважать чужое мнение». Он считал недопустимым такое поведение. Истинный учёный, прежде чем критиковать, обязан был разобраться в сути нового учения. Справедливости ради, надо сказать, что, когда Боянусу впервые разъяснили этот метод лечения, он тоже счёл его бессмыслицей.

Первым, кто по-настоящему познакомил Боянуса с гомеопатией и, по признанию самого Карла Карловича, определил его жизненный путь, был учитель музыки Леопольд Фёдорович Лангер, с которым он познакомился в Москве в 1841 году, когда ещё учился в университете. Случайное знакомство с умным, начитанным, образованным человеком, поклонником Ганемана и гомеопатии переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Лангера в 1884 году. Важно отметить, что в XIX веке в России гомеопатию признали и часто занимались лечением и не-врачи, а умные, образованные, здравомыслящие люди – учителя, сельские священники,  помещики.

Но самым убедительным фактом в пользу гомеопатии для Боянуса послужил случай из его жизни, который он описывает в своём произведении «Как и почему я сделался гомеопатом?» (1888 г.). Итак, весной 1845 года в период сдачи  выпускных экзаменов Карл сильно занемог - жар, пот, ознобы, головные боли. Как  тогда говорили:  злокачественная и упорная лихорадка, а, точнее, малярия. Традиционное медиционское лечение не помогло. Оно только сократило длительность приступов лихорадки. Карл продолжил сдавать пропущенные из-за болезни экзамены, получил диплом врача. Но время от времени приступы лихорадки возобновлялись. В таком состоянии застал его Лангер, который убедил его испробовать новый гомеопатический метод лечения. В результате он в течение недели избавился от лихорадки, мучившей его 6 месяцев. Больше не надо было убеждать Боянуса в силе и благодетельном влиянии гомеопатии. Он испытал его на своём собственном теле.

В основе гомеопатического метода лечения лежит принцип: «подобное лечится подобным». Ещё в V веке до нашей эры «отец медицины» Гиппократ признавал 2 подхода к лечению: лечение противоположным и лечение подобным. Принцип или закон подобия образно отражён в таких выражениях: «от чего заболел – тем и лечись!» (А.П.Чехов), в русских пословицах:  «клин клином вышибают», «врага бьют тем же оружием», «кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!» В молитвенном обращении к главному врачевателю душ и телес наших звучит тот же закон подобия: «Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы мои уврачевавый». Вспомним торжественное пасхальное пение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, И сущим во гробех живот даровав». То есть Христос своей смертью смерть победил и воскрес! И, подобно ему, воскреснут все. Это ли не убеждает во всеобщности и истинности закона подобия?! Гомеопатический метод лечения поддерживали, а нередко и практиковали в России подвижники Православия, ныне причисленные к лику святых: Святитель Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867), Святитель Феофан Затворник (1815 -1894), Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908), Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1856 – 1937).

Карл Боянус, воспитанный на принципах высокой морали, всегда обдумывал  и выверял каждый свой поступок и шаг. Он сделал свой выбор в медицине, и началось его служение гомеопатии. Прилагая известное изречение Мартина Лютера к своему выбору: «На этом стою и буду стоять», он следовал этому принципу всю свою жизнь.

Молодой врач начал работать в Подмосковной деревне. Открыл лечебницу, применяя гомеопатические средства для лечения прихожан,,  накапливал практический опыт.  Этот  период знаменателен ещё и тем, что Карл женился.  Как стало известно из материалов уважаемого Филиппа Эделя, женой его стала Шарлотта Молленауэр, немка из Прибалтики.

Вскоре Карл Карлович получил приглашение работать в качестве домашнего и деревенского врача и лечить исключительно по правилам гомеопатии в Черниговское имение графа Василия Александровича Перовского (1795-1857г), большого приверженца гомеопатического метода.  В  марте 1846 года семья Боянус приехала в Черниговскую губернию. Когда поменялся хозяин имения, отношения с ним у Карла не сложились.

В 1852 году Боянус принял приглашение от господина А.Д.Желтухина переселиться к нему в Казанскую губернию. Семья Карла Боянуса, состоящая из 4-х человек, в ожидании пятого, переехала на стекольный завод, находящийся в 100 верстах от Казани. Больше года проработал Боянус на стекольном заводе, но был поставлен в необходимость отказаться от дальнейшей службы и в начале октября 1853 года решил переселиться в Нижний Новгород. После многих трудностей и лишений  наступал, как напишет в свих воспоминаниях Карл Карлович, «самый счастливый, а для науки самый богатый, период его жизни и деятельности».

Нижний Новгород был избран для переезда, потому что там жил Владимир Иванович Даль (1801- 1872 г.), управлявший Удельной конторой. По образованию он был врачом, хотя  к тому времени не практикующим, но высоко почитающим  гомеопатию. В Нижнем Новгороде Боянусу предстояло прожить почти 10 лет. Вначале он работал вольнопрактикующим врачом. Спустя некоторое время, был представлен В. И. Далю, до того не знавшим Карла Карловича. Владимир Иванович принял Боянуса весьма ласково. Они беседовали о медицине, и, конечно, о гомеопатии. Карл очень нуждался в таком собеседнике, и с огромной радостью принял приглашение бывать в доме Даля, человека разносторонне образованного, будущего автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

Даль и Боянус в своих устремлениях как будто шли навстречу друг другу. Они очень сблизились. Через некоторое время Владимир Иванович предложил Боянусу поступить на службу удельным врачом. О таком предложении можно было только мечтать! Конечно, он согласился. Приняв русское подданство, Карл Карлович Боянус получил место главного врача при Нижегородской удельной больнице. «О, это ли не радость! Быть полным хозяином больницы при начальнике-единомышленнике во всех вопросах медицины! Когда начальством предустановлено гомеопатическое лечение!» - ликовал он. Карл Карлович организовал в Нижнем Новгороде гомеопатическую аптеку. Кроме терапевтической деятельности он проявил себя и как искусный хирург, проделав множество разнообразных операций.

С 1863 года (Боянусу – 45 лет) начинается Московский период его жизни и деятельности. Произошли изменения  и в личной жизни Карла Карловича: умерла жена Шарлотта. Почти  20 лет она была рядом с ним, родила и воспитала 3-х сыновей. Выносила  тяготы и лишения их жизни: с надеждой на лучшее будущее трижды меняли они места жительства, переезжая с маленькими детьми на руках, каждый раз не зная определённо, что их ждёт.

Второй раз Боянус женился в 1867 году, когда ему было  49 лет. Он уже был признанным врачом и учёным. Печатались его статьи, книги. Вторая жена Карла Карловича -  Ольга Семёновна Давыдова (1837-1910), урождённая Хлюстина, дворянка, была вдовой Дениса Денисовича Давыдова, имела дочь – Екатерину Денисовну. На редкость умная и образованная  женщина, высоко духовная и благочестивая, она была Карлу Карловичу не только женой, но другом и незаменимым помощником. Чета Боянусов пополнилась ещё пятью членами семьи: три сына – Алексей, Александр, Семён и две дочери – Любовь и Вера. А всего под их попечением было девять детей.

Карл Карлович Боянус наряду с врачебной деятельностью в этот период активно занимался научной работой. Он печатал статьи во многих гомеопатических журналах: в немецких с 1854 года, в русских с 1861 года,  французских, американских, английских. Он знал четыре иностранных языка. В 1876 году по предложению американского общества «New-American Institute of Homeopathy» им был написан огромный труд, (скромно названный очерком) по истории развития гомеопатии в России. В сборе и подготовке материалов активное участие принимала Ольга Семёновна. Сначала труд был написан на немецком языке под заглавием: «Geschichte der Homeopathic in Russland», и, как отмечалось в отзывах, выполнен с редким знанием дела и добросовестностью.  За эту работу, за заслуги перед гомеопатией Боянус был удостоен почётного диплома Американского доктора медицины. «Гомеопатия в России. Исторический очерк» - самый значительный его литературный труд, В нём излагается учение великого С. Ганемана, открывшего «новую благодатную эру в истории медицины». Рассказывается о трудностях становления и развития гомеопатии в России. Со свойственной ему скромностью, Боянус умалчивает о своих замечательных сочинениях и заслугах перед русским обществом, потому, что главным двигателем всей его жизни было не самолюбие и утверждение себя, а стремление к истине. Итоговая мысль произведения связывает, объединяет гомеопатию и учение Христа: «будущность принадлежит гомеопатии, пока человечество не перестанет стремиться к истине и добру».

В 1884году,  более двадцати лет прожив в Москве, Карл Карлович вместе с Ольгой Семёновной и дочерьми: Любовью и Верочкой переехал в Самарскую губернию, в имение  «Ключи», принадлежащее Ольге Семёновне. За годы жизни в имении он написал немало статей, в том числе большой труд-воспоминание «Как и почему я сделался гомеопатом» (1888 г). С большим удовольствием занимался земельным хозяйством, приходилось  и  лечить больных. В 75-летнем возрасте (1893г.) Карл Карлович Боянус побывал на второй родине гомеопатии, в США. Он отправился в дальний путь за океан, не смотря  ни на преклонный возраст, ни на разные старческие недуги. Заветная мечта его посетить Соединённые Штаты Америки осуществилась на закате лет.

В мае 1895 года  судьба нанесла семье Боянусов жестокий удар, как бы напоминая о бренности всего земного: сгорел дотла дом со всей любимой библиотекой, состоящей из многих тысяч томов, которую он собирал всю свою жизнь. К осени успели построить новый каменный дом. Карл Карлович старался сохранить бодрый дух, но его стали одолевать болезни: то воспаление лёгких, то экзема. Поездка в Тифлис несколько укрепила его здоровье, и они с Ольгой Семёновной вернулись в Самарское имение «Ключи».

Но 28 мая 1897 года на 79 году жизни, он сравнительно здоровый лёг спать, чтобы более не проснуться. Тихо  и спокойно перешёл он из здешней временной жизни в жизнь вечную.

Карлу Карловичу Боянусу по праву принадлежит первое место среди русских деятелей медицины на ниве научного распространения гомеопатии в России. Он был очень известной личностью, и не только как врач-гомеопат, но и как автор книг, многочисленных статей, публикаций в различных гомеопатических журналах, российских и иностранных, являясь их постоянным сотрудником. Он состоял Почётным членом Санкт-Петербургского общества врачей-гомеопатов, членом-корреспондентом Американского гомеопатического общества, пользовался признанием  среди приверженцев гомеопатического метода не только в России, но и за её рубежом. Известность, почёт, слава – всё это результат огромного самоотверженного труда, раздумий, наблюдений, поисков, результат его сильного целеустремлённого характера, способного  преодолеть трудности жизни и не изменять раз и навсегда избранному пути.

В заключение разрешите поблагодарить организаторов конференции, лично игумена Филиппа и господина Филиппа Эделя, пожелать всем здоровья, душевной радости и неуклонного продвижения на духовном пути!

Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси