По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
Московский Патриархат продолжает диалог с ЕвропойИнтервью для «НГ-Религии» с представителем
Церкви при Совете Европы о работе с европейскими депутатами, консервативных
ценностях и моратории на смертную казнь. Беседовал Андрей Мельников,
ответственный редактор приложения "НГ-Религии" – Отец Филипп,
в каком формате работает представительство РПЦ в ПАСЕ? – Оно работает
в формате института гражданского общества. Его вес определяется авторитетом
Русской Церкви, имеющей многочисленных членов в различных европейских странах.
На деле это означает, что церковное представительство при Совете Европы
устанавливает и поддерживает диалог с депутатами – членами ПАСЕ из различных
стран Европы, а также принимает участие в дискуссиях и мероприятиях,
организованных депутатами ПАСЕ на полях основных сессий этой организации. – В чем отличие
от статуса представительства государства? – Это отличие
существенно. Не забывайте, что членами Совета Европы могут быть только
государства. Только их представители принимают решения в этой организации. ПАСЕ
– это один из органов Совета Европы, который существует для диалога
законодателей со всей Европы. Представительство какой-либо религиозной или
общественной организации может быть в данном случае лишь участником неформального
диалога с членами ПАСЕ. Эта работа подобна взаимодействию организаций
гражданского общества с депутатами на национальном уровне в демократическом
обществе. Обычно неправительственные организации, вступая в диалог с
парламентариями, стремятся донести до них свои проблемы, идеи или опыт. В
Совете Европы действия нашего представительства схожи с работой классической
неправительственной организации, вступающей в диалог с депутатами. – Какие задачи
перед вами стоят? – Когда в 2004
году представительство в Страсбурге было создано, то Священный Синод нашей
Церкви уполномочил его представлять позицию Московского Патриархата в Совете
Европы. В своей программе деятельности мы не зависим от каких-либо внешних
идеологических влияний, а основываем ее на православной духовной традиции. Для
работы представительства очень важны два церковных документа – «Основы
социальной концепции» 2000 года и «Основы учения о достоинстве, свободе и
правах человека» 2008 года. Большое значение для деятельности представительства
также имеют заявления и другие документы руководства нашей Церкви по актуальным
проблемам. Могу назвать
несколько основных направлений работы. Это отстаивание свободы на религиозные и
нравственные убеждения. Еще большое направление – это защита прав религиозных
общин на участие в общественной жизни в согласии с традициями и историей каждой
конкретной страны. Отсюда вытекает необходимость уважения чувств верующих и
религиозных символов в публичном пространстве. Например, после волны различных
перформансов в христианских храмах некоторых европейских столиц ПАСЕ приняла
резолюцию «Защита прав человека, касающихся религии и убеждений, и защита
религиозных общин от насилия». В ходе разработки и обсуждения проекта этой
резолюции наше представительство проводило встречи с депутатами и экспертами,
включенными в работу над ней. Кроме того, оно приняло активное участие в
семинаре «Защита религиозной свободы в Европе сегодня», который прошел в
преддверии принятия вышеназванной резолюции в ПАСЕ. – Вопрос о
смертной казни входит в число приоритетных? Какова позиция РПЦ по этой
проблеме? Некоторые политики в нашей стране считают, что мораторий на смертную
казнь обусловлен сотрудничеством России с Европой, а не ее «цивилизационным
кодом». – Совет Европы
придает большое значение вопросу о смертной казни. Но я бы не сказал, что он
как-то особенно обсуждается на фоне других тем. Среди верующих людей есть
разное отношение к этому наказанию. Очень авторитетным является отношение
Достоевского, опиравшегося в своей позиции на православное мироощущение и
определенный жизненный опыт. Официальную позицию нашей Церкви на этот счет
можно найти в «Основах социальной концепции». – Связывает ли
Церковь вопрос о смертной казни с участием того или иного государства в работе
европейских структур? – Ни одна из
религиозных организаций не участвует в решении вопроса о членстве той или иной
страны в Совете Европы. Критерии и условия членства устанавливаются
государствами – членами европейских институтов. – Все ли
депутаты выражают заинтересованность в диалоге с представителями РПЦ? Или есть
парламентарии, игнорирующие делегатов РПЦ? Если есть, то из каких стран? – Давайте будем
реалистами. Все депутаты объективно не могут выражать заинтересованность в
диалоге, так как некоторые из них придерживаются диаметрально противоположных
христианству точек зрения. Это могут быть люди из разных делегаций, не исключая
российской. – Сталкивается
ли представительство РПЦ в ПАСЕ с трудностями в последнее время? – Каких-то
новых трудностей не возникало за последнее время, кроме тех, которые регулярно
испытывает, наверное, любая некоммерческая организация: дефицит кадров и
финансовой поддержки. Мы не получаем государственного финансирования, а
существуем на очень скромный бюджет. Но есть еще
одна устойчивая трудность. Совет Европы демонстрирует, с одной стороны, большую
открытость к диалогу с традиционными религиозными общинами Европы. Так, в 2008
году Комитетом министров этой организации утверждена «Белая книга» по
межкультурному диалогу. В этом документе декларируется необходимость развития
религиозного измерения межкультурного диалога. Однако пока эти идеи остаются
слаборазвитыми во многом потому, что некоторые страны придерживаются
дискриминационных взглядов в отношении участия религиозных общин в дискуссиях
об общественном развитии и основополагающих ценностях общественной жизни. На
мой взгляд, именно это устаревшее убеждение мешает полноценному развитию
открытого диалога Совета Европы с традиционными религиями нашего континента. Это притом, что
мы живем во французском регионе – Эльзасе, где успешно действует система
конкордата, то есть активного взаимодействия государства и религиозных общин во
имя общественного блага, которой нет в остальной Франции. Здесь в школах
преподается религия, в больницах, армии и тюрьмах есть капелланы, а государство
платит священникам зарплаты и содержит культовые сооружения традиционных для
этой местности религий. По сути, это та система, к которой сегодня пришла
Россия. – Представительства
каких религиозных организаций есть еще в ПАСЕ? – В работе ПАСЕ
могут участвовать только депутаты, а любые другие организации могут быть
экспертами, советниками или соорганизаторами совместных с депутатами
мероприятий и проектов. С членами ПАСЕ ведут диалог очень многие религиозные
общины и неправительственные организации (НПО), основанные на религиозных
убеждениях. Например, тут работают католические, протестантские, мусульманские
и иудейские НПО. Только одна религиозная организация имеет официальный статус в
Совете Европы – это Католическая Церковь, и то только потому, что она
существует в виде государства Ватикан. Именно это позволяет ей обладать
статусом постоянного наблюдателя при Совете Европы. – Сотрудничает ли представительство РПЦ с представительствами других религиозны& |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|