По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
Он дождался своего «великого отпуска». Памяти аббата ПьераМария Жесткова Мне 12 лет. Я сижу дома в Париже и слушаю радио - недавно созданное «Радио Люксембург». Оно отличалось тем, что там почти не было болтовни, только легкая музыка. Вдруг музыка прекратилась, и зазвучал бархатный мужской низкий голос. Кто-то с содроганием произносил слова, от которых мне стало жутко: «На помощь, друзья! Этой ночью в Париже на Севастопольском бульваре умерла от холода женщина. В руках она держала приказ о выселении из дома: ей нечем было заплатить за жилье». Это было 1 февраля 1954 года. Стояла суровая зима. После этого я днем и ночью слушала радио и следила за всеми событиями, связанными с этим призывом. Своим
призывом аббат Пьер взбудоражил всю французскую общественность. В
считанные часы одна шикарная гостиница вблизи Елисейских полей
попросила своих клиентов выехать в другие гостиницы и предоставила
аббату все свои помещения для сбора помощи, предназначенной тем, кто
оказался без крова над головой. Нужно было собрать пять тысяч одеял,
триста больших палаток, двести печей, полевые кухни, одежду и т.д.
Движение солидарности тут же, по призыву аббата Пьера, распространилось
на все французские города. По его инициативе в 1954 году был также
принят закон, запрещающий выселение людей в зимние месяцы. Этот закон
действует до сих пор. Нужны были и добровольцы, чтобы
подбирать на улицах бездомных и доставлять их в центры помощи. Аббат
Пьер созвал добровольцев на площади Пантеона в Париже. Собралось очень
много людей. Их встретил высокий, худой человек в сутане; на голове -
берет, на груди - целый «иконостас» военных наград. Все были потрясены
этой незаурядной личностью. Благодаря деятельности аббата
Пьера десятки тысяч людей получили приют, сотни были спасены от верной
смерти. Был собран денежный фонд - 1 миллиард франков. Так кто же такой аббат Пьер (Abb? Pierre)? Его
настоящее имя - Анри Груэс (Henri Grou?s). Он родился в 1912 году в
Лионе в зажиточной, буржуазной, очень верующей семье. Был пятым
ребенком из восьми. Его отец с друзьями-единомышленниками по выходным
посещал богадельни и приюты, где они занимались со стариками и
брошенными детьми: мыли, стригли, брили, меняли перевязки, переодевали;
просто садились рядом и разговаривали. Анри Груэc еще подростком
участвовал в этих посещениях и помогал взрослым. Получив
среднее образование, он в 19 лет поступил в монастырь францисканцев и 6
лет изучал богословие. Однако здоровье не позволило ему жить по строгим
монастырским правилам, и он становится священником и отправляется для
служения в Гренобль. Когда началась война, он вступил в Сопротивление и
стал проводником, так как хорошо знал горы. Он помогал спасать тех,
кому грозила опасность, - членов Сопротивления, евреев, беглецов из
немецкого плена, среди которых был и младший брат генерала де Голля, -
проводя их через горы в Швейцарию. В подполье ему давали разные клички,
и одна из них - «аббат Пьер» - так и осталась на всю жизнь. Аббат Пьер
был удостоен многих наград и закончил войну капелланом французского
военно-морского флота. В 1946 году он становится
депутатом от Христианской партии, но депутатом, по его собственному
признанию, некомпетентным, недостаточно дипломатичным, с полным
отсутствием политического чутья. Его депутатская карьера длилась 6 лет,
всего один срок. Однажды, в 1949 году, на улице к нему
подошел некий Жорж, только что освободившийся из тюрьмы уголовник, и
попросил о помощи. Аббат Пьер ответил: «Я не могу тебе помочь, зато ты
помоги мне - чтобы помогать другим». Так они основали братство
«старьевщиков Эммауса». Принцип был простой: рыться в помойках,
находить там вещи, которые еще можно починить и дешево продать.
Собратьев становилось все больше, и на вырученные деньги они помогали
бедным: в доме, который они приобрели в пригороде Парижа, для голодных
всегда находилась хотя бы тарелка супа и кусок хлеба. Их девиз: «Ты,
который страдаешь, кто бы ты ни был, - войди, поспи, поешь, вновь
проникнись надеждой. Здесь тебя любят». На деньги, которые аббат Пьер
выиграл в радиоигре «Уходи или удваивай» - один миллион франков, - он
вместе со своими собратьями Эммауса начинает строить дома для
бездомных, так называемые «срочные поселки Эммауса». И
вот, наступила зима 1953-54 гг., когда аббат Пьер выступил со своим
призывом. После этого он приобрел известность, которая не покидала его
до конца жизни. В тот день, когда Сенат, в 1954 г.,
отказался выделить бюджетные средства на постройку домов для бедных, к
нему пришел молодой отец, у которого ребенок умер от холода. Этот
человек был работягой, но не мог найти жилье для своей семьи: во
Франции в то время не хватало 4 миллионов квартир. Семья жила в одном
из пригородов Парижа, где на пустырях люди сколачивали себе «жилье» из
подручных материалов. Так возникали целые поселки без воды, без
электричества, без удобств, типа южноамериканских «фавельяс».
Взволнованный этой трагедией и возмущенный, аббат Пьер, через газету
«Фигаро», пригласил министра реконструкции и жилья на похороны этого
умершего от холода ребенка. И министр пришел. После этого случая
французский парламент срочно выделил деньги на постройку недорогих
квартир. После 1954 года аббат Пьер постоянно разоблачал
«болезнь безразличия» и возвышал голос в защиту прав человека. Он
первым на митинге, где обсуждалась проблема борьбы против СПИДа,
осмелился сказать, что лучшая защита от этой опасности - «верность в
любви». Помощь людям в беде стала главной целью его жизни. К
сожалению, некоторые пытались использовать его известность в
неблаговидных целях, прося помочь не заслуживающим этого людям или
поддержать тот или иной сомнительный проект. И тогда, по чистоте души
не понимая, во что его вовлекают, он оказывался в трудном положении.
Это пятнало его репутацию. После такого рода случаев аббат Пьер
продолжил работу с «Эммаусом». Около двадцати лет он «молчал». В
начале 80-х годов он прервал молчание, но некоторые его высказывания,
хотя и искренние, вызывали неоднозначные реакции. По мнению многих, он
пользовался приемом «сдержанной наглости». Так, он выступал за брак
католических священников, за однополые «союзы» (он говорил именно
«союз», а не «брак»), за возможность рукоположения женщин в священный
сан... В феврале 1994 года аббат Пьер опубликовал свое
«Завещание», в котором писал: «Постепенно старея, ты осознаешь, что у
тебя есть обязанность. Сначала ты сопротивляешься, но снова и снова
внутри тебя настойчиво звучит голос, который говорит: "До того как нас
покинуть, скажи о том, что ты знаешь"... Сказать, что знаешь... И когда
ты пытаешься это сделать, то замечаешь, что это сводится лишь к
нескольким вещам, в которых ты уверен. Для меня их три: Всевышний - это
все же любовь. Нас все же любят, и мы все же свободны. Ах, если б я
смог передать эти три уверенности!» Пока он еще мог
работать, то жил в братстве «Эммаус», но последние годы провел в
монастыре в Нормандии где, по его словам, дожидался своего «великого
отпуска». И он его дождался. Аббат Аббат Пьер скончался
22 января 2007 года. Торжественное отпевание было совершено в Соборе
Парижской Богоматери в присутствии президента Франции Жака Ширака, всех
членов правительства и спикеров обеих палат, а был похоронен он рядом
со своими собратьями «старьевщиков Эммауса» в маленькой деревушке
Эстевиль в Нормандии в присутствии 130 членов его семьи. На могильном
камне аббат Пьер просил написать: «Он попытался любить». Лидеры Совета Европы о кончине аббата Пьера С глубоким прискорбием Рене ван дер Линден
узнал о кончине аббата Пьера. Он почтил память основателя движения
«Эммаус», человека, который всю свою жизнь посвятил служению беднейшей
части населения, защищая человеческое достоинство и борясь с любыми
формами несправедливости. От имени Парламентской Ассамблеи Рене ван дер
Линден выразил соболезнования всем членам движения «Эммаус». «Кончина
аббата Пьера - невосполнимая утрата для дела защиты европейских
ценностей. Мне посчастливилось стать свидетелем его неизменной
приверженности идеалам социальной справедливости и неустанной борьбы за
солидарность», - заявила заместитель Генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио. |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|