По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

Игумен Филарет (Булеков). Русская Церковь в столице «Большой» Европы

Русская Церковь, в минувшем столетии прошедшая испытание гонениями и ставшая Церковью новомучеников и исповедников, в последнее время восстанавливает полноту своей жизнедеятельности и служения. Развивается миссионерство и социально-благотворительная работа. Все более заметным является присутствие Церкви в общественной жизни, в сфере образования и культуры. Церковь сформулировала свою позицию по многим современным проблемам и активно участвует в публичной дискуссии.

Вопросы, касающиеся многообразных форм церковного служения, вынесены на внутрицерковное обсуждение. Учрежденное по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла Межсоборное присутствие в рамках своих комиссий систематически прорабатывает целый ряд тем, среди которых есть и тема диалога нашей Церкви с международными организациями.

Среди конкретных направлений такого рода деятельности — диалог нашей Церкви с Советом Европы. Работа в этом направлении была возложена на Отдел внешних церковных связей и Представительство Московского Патриархата в Страсбурге, созданное по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в то время, когда он возглавлял ОВЦС. Учрежденное решением Священного Синода в марте 2004 года Представительство реально начало работу в сентябре 2005 года. Спустя пять лет не только возможно, но и важно подвести первые итоги этой деятельности и рассказать о них церковной общественности.

Русская Церковь имеет большой опыт сотрудничества с международными организациями, в том числе конфессиональными. В советское время такое сотрудничество имело ограниченный характер: оно проходило под внешним контролем, с участием узкого круга людей, без какого-либо широкого соборного обсуждения в самой Церкви. Однако оно было важным потому, что укрепляло международные позиции Церкви и тем самым создавало препятствия для ее притеснения внутри страны.

Сегодня, в условиях свободы вероисповедания и религиозной деятельности, сотрудничество Церкви с международными организациями на региональном, европейском и мировом уровне — и прежде всего именно светскими — диктуется совсем другими причинами.

Во-первых, это одна из форм свидетельства Церкви в общественном пространстве о своей вере и вытекающих из нее нравственных нормах. Это форма современной проповеди в мире, где секулярное, а порой и очевидно антирелигиозное мировоззрение получило широкое распространение. Иными словами, это продолжение в новых условиях и другими средствами той миссии, к которой Церковь призвана изначально, по примеру апостола Павла, сказавшего: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

Кроме того, взаимодействие церковных и светских международных структур важно и как одна из форм отстаивания интересов Церкви как религиозного сообщества граждан в той ситуации, когда верующим людям час-то отказывают в праве на полноценное участие в жизни общества. Активная позиция Церкви в современном мире необходима для того, чтобы христианская традиция оставалась неотъемлемой частью культуры и жизни людей, чтобы голос христиан был слышен везде, где принимаются важные общественно-политические решения.

В настоящее время Русская Церковь на постоянной основе ведет диа-лог с Евросоюзом через представительство в Брюсселе, с Советом Европы — через свое представительство в Страсбурге, с ООН — через представительство Всемирного русского народного собора в Нью-Йорке. Кроме того, Отдел внешних церковных связей имеет прямые контакты с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и с ЮНЕСКО.

Несомненная важность взаимодействия Русской Церкви с Советом Европы связана прежде всего с тем, что его членами являются почти все страны, составляющие каноническую территорию Московского Патриархата, а также страны со все увеличивающейся православной диаспорой, духовно окормляемой Русской Церковью. Вырабатываемые в Совете Европы решения прямо или косвенно касаются многомиллионного сообщества православных верующих, которые могут иметь и нередко имеют свой, особый взгляд на проблемы, рассматриваемые в рамках Совета. Этот взгляд определяется их верой, христианскими убеждениями, а не господству-ющими сегодня в Европе либерально-секулярными представлениями.

В центре внимания Совета Европы находятся вопросы утверждения, пропаганды и защиты прав человека в их светском понимании. Для таких международных организаций, как Совет Европы, содержание прав человека не составляет проблемы; проблемой является лишь несоблюдение прав человека — с точки зрения их светского понимания. Однако религиозное сознание далеко не все может принять в светской концепции прав человека, и прежде всего сам подход к пониманию человека, его прав и обязанностей перед лицом Бога, других людей и общества в целом.

Церковь и Совет Европы

Работа Представительства Русской Церкви в Страсбурге, перед которым была поставлена задача налаживания постоянного взаимодействия с различными структурами Совета Европы, началась как раз в то время, когда разработка церковного отношения к светской концепции прав человека вступила в активную фазу. Поэтому в первое время основным направлением в деятельности Представительства было разъяснение религиозного понимания прав и достоинства человека.

Работа Представительства по взаимодействию со столь весомой общеевропейской политической организацией, как Совет Европы, дала нам новый, уникальный опыт. Новизна состояла в том, что представитель Церкви включался в дискуссию по важным и злободневным общественным вопросам. Причем включался неформальным образом, потому что никаких официальных представительств религиозных организаций при Совете Европы в то время не предполагалось. Исключение составлял только Святой Престол (Ватикан) — однако он представлен в Совете Европы не как христианская церковь, а как государство, то есть субъект международного права.

Надо напомнить о неписаном правиле, которое — по крайней мере, до недавнего времени — господствовало в Европе: церквам и другим религиозным общинам запрещено участвовать в общественно-политической дискуссии, а тем более — оказывать влияние на принятие соответствующих решений.

Причиной этого был не столько воинствующий, сколько умеренный секуляризм, определяющий отношение к религии в Западной Европе. Сами западные христианские церкви как будто смирились с таким положением дел и отказались от того, чтобы активно заявлять свою позицию, отстаивая религиозные ценности в общественном пространстве, в том числе через посредство международных организаций.

Однако в последние годы, буквально на наших глазах, эта ситуация стала меняться. В различных секторах деятельности Совета Европы, который в целом занимает строго секулярную позицию, росло осознание того, что без диалога с религиозными сообществами на нынешнем этапе европейской истории обойтись уже нельзя.

Так, в декабре 2005 года тогдашний комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес в ходе личной беседы с представителем Русской Церкви в Страсбурге совершенно четко выразил свою позицию, подчеркнув, что необходим постоянный диалог между религиозными организациями и Советом Европы. Он выступил с идеей придания церквам партнерского статуса при Совете Европы, что совпадало с позицией нашей Церкви.

Тогда же мы обсуждали детали круг-лого стола «Диалог, терпимость и образование: совместные действия Совета Европы и религиозных организаций», который был проведен в феврале 2006 года в Казани под эгидой комиссара Совета Европы по правам человека.

Есть несколько причин того, что светские международные организации, оказывающие влияние на общественную и политическую жизнь, все больше осознают необходимость не только учитывать точку зрения религиозных организаций, но и вступать с ними в диалог.

Обычно указывают на одну, решающую, причину: рост влияния ислама, связанный, в частности, с ростом миграции в Европу из мусульманских стран и с образованием там инокультурных анклавов. Безусловно, это важная причина. Но нельзя игнорировать и другие.

Совершенно очевидно, что на посткоммунистическом Востоке Европы, и прежде всего в странах СНГ, происходит религиозное возрождение, которое вряд ли могли предвидеть представители Европы Западной. Возрастание роли религии в жизни людей и общества в целом — это, безусловно, новое явление для так называемой Большой Европы, объединенной в рамках Совета Европы.

Христианское наследие Европы

Но есть и еще одна причина, на которую указывает сам факт дискуссии о христианских основах и христианском наследии Европы, которая, в частности, велась в связи с обсуждением проекта преамбулы к Европейской конституции. Сегодня Европа как историко-культурный регион мира сама не может разобраться с присущими ей отличительными особенностями. И сердцевина этого спора именно в столкновении двух позиций: с одной стороны — последовательных, идеологических секуляристов, ратующих за то, чтобы религиозные убеждения и жизнь религиозных общин оставались сугубо частным делом и не влияли на жизнь общества в целом, а с другой стороны — тех европейцев, которые осознают решающее значение христианства для общеевропейской цивилизации. Причем к последним сегодня можно отнести не только верующих христиан, но и людей, часто далеких от жизни Церкви, но в той или иной мере осознающих свою культурную причастность к христианской традиции. И в настоящее время вряд ли можно предсказать исход этого спора, ибо присутствие религиозных тем в публичной дискуссии скорее усиливается.

Поэтому тема прав человека далеко не единственный предмет диалога нашей Церкви с Советом Европы. Хотя надо с определенностью сказать, что и такое взаимодействие было взаимополезным.

Так, осенью 2006 года в Страсбурге был проведен специальный семинар на тему «Эволюция моральных принципов и прав человека в поликультурном обществе», организованный в рамках председательства России в Комитете министров Совета Европы комиссаром по правам человека и Советом по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации при участии Представительства Мос-ковского Патриархата в Страсбурге.

В семинаре приняла участие представительная делегация Русской Церкви, которую возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В своем выступлении он приветствовал инициативы Совета Европы, направленные на расширение диалога с религиозными организациями.

Диалог с представителями Совета Европы способствовал выработке четкой позиции Русской Церкви, которая нашла выражение в принятом в 2008 году Архиерейским Собором документе «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека».

Одним из важнейших событий в краткой истории диалога нашей Церкви с Советом Европы стало посещение Страсбурга Святейшим Пат-риархом Алексием II в ходе его визита во Францию осенью 2007 года. Обращаясь к членам Парламентской ассамблеи Совета Европы, Патриарх говорил о том, что христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания и что разрушение нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма могут привести к утрате европейскими народами своей духовной и культурной идентичности.

Встречаясь позднее с генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом, Предстоятель Русской Церкви так сказал о причинах, побуждающих нашу Церковь взаимодействовать с этой старейшей международной организацией: «Будущее Европы — наша общая задача, общая забота и общая ответственность. Культуру Европейского континента, его духовные ценности надо бережно сохранять и передавать будущим поколениям».

Визит Патриарха Алексия II в Совет Европы, имевший большой резонанс, стал не только общественным, но, прежде всего, духовным событием. Глава крупнейшей поместной Православной Церкви, возрождающейся после десятилетий гонений, смог напрямую обратиться к парламентариям всех европейских государств. В своем слове он выразил христианское отношение к важнейшим проблемам, с которыми сегодня сталкиваются страны и народы европейского континента, причем многие из них в условиях продолжающейся секуляризации переживают упадок христианской веры и духовный кризис.

Межкультурный диалог

Основное направление, по которому Совет Европы развивает сегодня свое взаимодействие с религиозными сообществами, — это межкультурный диалог. И хотя официальные представители Совета всячески стараются подчеркнуть, что религия есть лишь часть культуры, они не могут не понимать, что для многих культур — а значит, и для людей как носителей этих культур — религия имеет не просто важное, но определяющее значение. Поэтому при обсуждении межкультурного диалога выделяется его «религиозное измерение», в рамках которого рассматривается, в частности, вопрос о том, каким образом должны преподаваться в школе знания о религии, которую исповедуют учащиеся, а также знания о других религиях.

В течение нескольких лет Совет Европы разрабатывал особый документ — так называемую «Белую книгу по межкультурному диалогу», привлекая для участия различные заинтересованные стороны. Свой вклад в эту работу внесла и Русская Церковь в лице Отдела внешних церковных связей и Представительства в Страсбурге, представив замечания и предложения, касающиеся не только религиозного измерения диалога, но и самого понимания религии в контексте современной светской культуры.

Не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать такого рода участие.

Порой можно столкнуться с мнением, что Церкви не пристало вовлекаться в крючкотворство и «дипломатию» такого рода, что достаточно решительно и прямо заявить свою бескомпромиссную позицию по тем или иным вопросам. Однако опыт работы в такой влиятельной международной организации, как Совет Европы, показывает, что отстаивание церковной позиции требует большего.

Не всегда бывает полезно действовать декларативными методами, просто заявляя о поддержке или неприятии тех или иных решений. Наоборот, бывает важно включиться в работу, даже понимая, что результат не будет полностью соответствовать позиции нашей Церкви. А для этого необходимо изучать механизмы выработки и принятия решений. Только в таком случае можно добиться реального результата, то есть противодействовать принятию наиболее радикальных решений, которые, по существу, игнорируют религиозный взгляд на острые проблемы нравственного и духовного характера.

В ходе своей работы Представительство постоянно взаимодействует с аккредитованными при Совете Европы дипломатами и членами -ПАСЕ, представляющими национальные парламенты стран канонической территории Московского Патриархата, православных стран, но также и с теми депутатами из других государств, которые озабочены сохранением и утверждением традиционных христианских ценностей. Такое сотрудничество не всегда предполагает полное совпадение позиций как в трактовке прав человека, так и в вопросах взаимодействия Церкви и государства. Приходится вести диалог с либерально настроенными депутатами и отстаивать православный взгляд по тем вопросам, которые вызывают дискуссию.

Это, в частности, касается недавних резолюций разных органов Совета Европы по таким вопросам, как права сексуальных меньшинств или образовательные стандарты в области религиозного воспитания.

Последняя тема является крайне актуальной для нашей Церкви, для верующих христиан во всех странах Европы. В вопросах религиозного образования и его регламентации на международном уровне, которыми занимается Совет Европы, постоянно приходится сталкиваться с навязыванием секулярных стандартов, когда религии отводится место «культурного обычая», по существу — элемента фольклора. Всячески подчеркивается право каждого человека, в том числе несовершеннолетнего, отказаться от своей религиозной традиции и «выбрать любую веру».

Такая тенденциозность в позиции представителей Совета Европы настоя-тельно требует отстаивания церковной позиции, напоминания о том, что значительная часть граждан стран-членов не согласна, чтобы обучение в общеобразовательной светской школе противоречило религиозным убеждениям родителей и детей.

В то же время немаловажно, что такие вопросы, как религиозное образование, свобода слова в средствах массовой информации в ее связи с возможным оскорблением чувств веру-ющих, а также проблема открытого свидетельства о своей вере и нравственных убеждениях, сегодня обсуждаются в рамках деятельности Совета Европы. Эти вопросы являются предметом дискуссии на специальных ежегодных встречах с участием представителей религиозных сообществ, в том числе и представителя Русской Церкви в Страсбурге. Сами эти встречи стали возможными после того, как вопрос об активизации диалога с религиями и перевода его в режим постоянной работы совместно и согласованно ставился представителями Русской Православной Церкви и Ватикана.

Все это свидетельствует о том, что сотрудничество Совета Европы с религиозными организациями продолжается, хотя пока оно не достигло того уровня, о котором пять лет назад говорил комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес.

В рамках журнальной статьи невозможно упомянуть обо всех аспектах взаимодействия Русской Церкви с Советом Европы. В недолгой истории Представительства в Страсбурге -были и острые, драматичные моменты. Например, когда ПАСЕ, рассматривая проект резолюции, осуждающей коммунистические режимы, «забыла» о таком важнейшем «нарушении прав человека», как попрание свободы совести и гонения на Церковь и веру-ющих, о чем пришлось напоминать… Представительство направило специальное послание в адрес генсека Совета Европы и председателя ПАСЕ, и в результате предложенная ранее резолюция Ассамблеи, по существу, антироссийская и антирелигиозная, принята не была.

Европейский суд по правам человека

Особой темой является деятельность Европейского суда по правам человека в Страсбурге, который в последнее время вынес решения, обнаруживающие, мягко говоря, неадекватность самого суда. Это касается, прежде всего, запрета на размещение в Италии распятий в публичных местах (больницах, школах и т.п.), что вызвало в этой стране широкое общественное сопротивление. Святейший Патриарх Кирилл в письме премьер-министру Италии выразил поддержку Правительству страны, решившему опротестовать решение, абсурдность которого признали не только итальянские верующие, но даже атеисты. При активной поддержке нашей Церкви Россия выступила в качестве третьей стороны при рассмотрении апелляции, поддерживая при этом сторону итальянского государства.

Обращаясь в письме к новоизбранному Святейшему Патриарху Кириллу, тогдашний генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис выразил надежду на продолжение сотрудничества между Советом Европы и Русской Православной Церковью. В ответном письме Святейший Патриарх Кирилл подтвердил готовность к такому диалогу и отметил, что разрешение проблем, которые стоят сегодня перед обществом, «невозможно без обращения человечества к духовным и нравственным основам своего бытия». Изменения в современном мироустройстве требуют «совместных согласованных действий на основе диалога, сотрудничества и взаимопомощи с полным уважением к самобытности народов и признанием ценности их духовных и культурных традиций».

Следует отметить, что деятельность Представительства Русской Церкви в Страсбурге не ограничивается взаимодействием с Советом Европы. При Представительстве действует ставропигиальный приход Всех святых, прихожанами которого являются как местные жители, так и временно живущие в Страсбурге соотечественники, в том числе дипломаты и сотрудники международных организаций. Приход постоянно развивается и обретает заметное место в религиозной жизни Страсбурга. Ведутся работы по сооружению храма. Совсем недавно его эскизный проект, созданный петербургским архитектором Юрием Кирсом, получил благословение Святейшего Патриарха Кирилла.

Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев.

Из выступления Патриарха Алексия II  перед членами ПАСЕ  2 октября 2007 года

Что такое Совет Европы

Совет Европы является старейшей на континенте международной политической организацией. Она была создана в 1949 году, и в настоящее время ее членами являются 47 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Святой Престол, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки и Япония имеют статус наблюдателя при Совете Европы.
Основной заявленной целью, которую преследует Совет Европы, является «превращение континента в единое демократическое и правовое пространство, где уважаются фундаментальные ценности: права человека, демократия и верховенство закона».
Основным регламентирующим документом для Совета Европы является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 году и являющаяся общей международно-правовой основой для всех государств-членов Совета Европы.
Совет Европы не является просто неким бюрократическим учреждением. Помимо довольно многочисленного аппарата, возглавляемого генеральным секретарем (им в настоящее время является Турбьёрн Ягланд, Норвегия), работа Совета осуществляется посредством различных органов:
Комитета министров, который составляют министры иностранных дел государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге; регулярно собирающейся Парламентской ассамблеи (ПАСЕ), в которую входят депутатские делегации парламентов государств-членов (председатель ПАСЕ — Мевлют Чавушоглу, Турция);
Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, состоящего из Палаты местных властей и Палаты регионов; а также комиссара по правам человека, который возглавляет в рамках Совета Европы особый институт, содействующий  образованию в правозащитной сфере и соблюдению прав человека на практике в странах-членах.
Кроме того, в Страсбурге при Совете Европы функционирует Европейский суд по правам человека, созданный в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека. В его состав входит по одному судье от каждого государства-участника Конвенции. Он является судом последней инстанции, выносящим решения по вопросам соблюдения странами-членами своих обязательств в области прав человека.
Не следует путать Совет Европы с Европейским союзом — межгосударственным образованием, имеющим общие структуры, именуемые Европейской комиссией, а Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), членами которой являются представители национальных парламентов, — с Европейским парламентом, депутаты которого избираются гражданами стран-членов Евросоюза. Среди стран канонической территории Русской Православной Церкви в Европейский союз входят только страны Балтии. Такого рода путаница нередко возникает по той причине, что одно из зданий, где периодически заседает Европарламент, также находится в Страсбурге.


Христианское наследие Италии и других стран Европы не должно становиться предметом рассмотрения европейскими правозащитными учреждениями. Хрис-тианские религиозные символы, которые присутствуют в публичном пространстве Европы, — это часть общеевропейской идентичности, без которой немыслимо ни прошлое, ни настоящее, ни будущее этого континента. Под предлогом обес-печения светского характера государства не должна устанавливаться антирелигиозная идеология, которая явным образом нарушает мир в обществе, дискриминируя религиозное большинство Европы — христиан.

Из письма Святейшего Патриарха Кирилла премьер-министру Италии С.Берлускони в поддержку позиции Правительства Италии по решению Европейского суда о запрете христианской символики в школах

Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси