По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
Митрополит Кирилл: «Под угрозу поставлено право мыслить в категориях, составляющих основу христианской духовности...»В газете «Русская мысль» №17 (5-11 мая 2006 г.) было опубликовано интервью Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в котором он обозначил основные направления отношений между православием и католичеством. В частности, митрополит Кирилл назвал православных и католиков «естественными союзниками», поскольку они разделяют резко отрицательную позицию по вопросам стремительно наступающей либеральной секуляризации, размывания семейных ценностей, подрыва норм традиционной морали и имеют «опыт взаимодействия в отстаивании традиционных христианских ценностей перед лицом европейских институтов». В то же время более эффективному сотрудничеству по-прежнему мешают многолетние конфликты между православными и греко-католиками на Украине, а также миссионерская деятельность католического духовенства и монашествующих в России и практически во всех странах, бывших когда-то республиками Советского Союза. А поскольку в большинстве случаев объектами миссии католиков становятся люди, принадлежащие к православной традиции по Крещению и культурным корням, то миссия становится прозелитизмом - переманиванием из одной Церкви в другую. Вторая часть интервью митрополита Кирилла посвящена пониманию системы «прав человека» в христианском и секулярном контексте. Приводим эту часть интервью полностью. «Русская мысль»: В западном мире религия «прав человека», т.е. стремление к ничем не ограниченной индивидуальной, личной свободе вытесняет христианство. Каково ваше отношение к этой крайне актуальной проблеме? Митрополит Кирилл: Человек стал одним из главных объектов философской мысли французских деятелей эпохи Просвещения. Присущее лучшим умам человечества стремление к самопознанию вполне выразилось в трудах, написанных в то время. На почве, подготовленной мыслителями того времени, появилась известная Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции Учредительным собранием 26 августа 1789 года. Декларация является одним из ярких образцов либеральной мысли. Идеи, заложенные в ней, продолжают оставаться актуальными и сегодня. В Декларации «причиной всех общественных бедствий» названо «забвение прав человека или пренебрежение ими». Гарантией устойчивого развития общества и личности объявлены права человека. Трудно не согласиться с тем, что нарушение свободы человека, восходящей к его созданию по образу Божию, приносит вред обществу и личности. Но чтобы уважать человеческую свободу, надо четко понимать, что она из себя представляет. Создатели Декларации и их идейные вдохновители избрали простой путь, сказав, что «свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому». Мы отчетливо осознаем недостаточность этого определения. Церковь Христова на протяжении веков хранила знание о святости и греховности, научая своих чад, что грех есть самая ужасная несвобода, обрекающая на вечные страдания. Теперь же за человеком было признано право делать все, что захочется, лишь не мешая другим исполнять их желания. РМ: Какие плоды принесло подобное понимание свободы? Оказалось ли оно полезным для европейцев? Митрополит Кирилл: Выпав из традиции, люди стали считать позволительным все, что не запрещал гражданский закон. Нравственные же нормы, игнорирование которых более чем что-либо иное разрушает общество и личность, были постепенно забыты или отодвинуты на второй-третий план. Оправдание своих греховных дел тем, что они якобы не вредны окружающим, стало почти нормой для нашего времени. Стремление осуществлять жизненный выбор вне морального контекста принесло страдания многим людям, разрушило их судьбу и отняло счастье, которое дает лишь праведная жизнь. Падение нравственных ориентиров в конечном счете приводит к тому, что выбор человека, движимого страстями, становится легко предсказуем. Таким человеком легко манипулировать. А это серьезная угроза богоданной свободе. РМ: Но ведь существует такое понятие как «человеческая личность». Свобода человеческой личности... Митрополит Кирилл: Гармоничное развитие и полноценная реализация человеческой личности возможны лишь в опоре на многовековую духовную традицию. Человек, потерявший живую связь с Творцом, не может быть счастлив. Перефразируя текст Декларации, можно сказать, что «причиной всех общественных бедствий» является забвение Бога и пренебрежение нравственными законами, Им данными. Меня тревожит, что сейчас под угрозу поставлено даже право мыслить в категориях, составляющих основу христианской духовности. За примерами далеко ходить не приходится. Сравнительно недавняя история с кандидатом в еврокомиссары итальянцем Рокко Бутильоне подтверждает мои опасения. Как известно, он подвергся гонениям лишь за то, что, в соответствии со своими убеждениями доброго христианина, назвал гомосексуализм грехом. Это сигнал для всех нас: те, кто осмеливается критиковать вседозволенность, моральный релятивизм, могут быть объявлены преступниками и врагами свободы, лишены гражданских прав. Следует учесть, что исполнение любого закона, идущего вразрез с христианскими заповедями, не является обязательным для христиан. Мы никогда не назовем нормой грех. Мы уверены, что сохранение культурного многообразия и признание ценности религиозной традиции всегда были и остаются непременными условиями бытия по-настоящему свободного общества. |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|