По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

НИКОЛЯ САРКОЗИ: «Надо дать людям возможность осуществлять свою религию в жизни, выражать ее и передавать своим детям...»

2007-05-02 | REOR
Религия в Европе
Мария Жесткова

Так выразился кандидат в президенты Франции в недавнем интервью католической газете «Ля Круа» (La Croix) (от 3 апреля 2007 г.).

Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) дважды был министром внутренних дел и потому, вне зависимости от своих личных убеждений, столкнулся с проблемами религий, так как во Франции это министерство занимается также и проблемами культов.

В своей работе он старался изменить политическое отношение и к принципу светскости, и к религии. La?cit? - светскость - является одной из основ французского государства. Саркози не отказывается от принципа светскости, но настаивает на том, что соблюдение этого принципа не означает борьбы с религией: «Надо дать людям возможность осуществлять свою религию в жизни, выражать ее и передавать своим детям». Таким образом, он выступает против узкого понимания светскости. Для него светскость - это открытость, а не замкнутость. Светскость обеспечивает равенство всех граждан независимо от того, верят они в Бога или нет, а, кроме того, - нейтральность государственной власти в отношении религии. Последнее, однако, не означает, что власть не должна интересоваться религией. Дистанцируясь от какой-либо религиозной идеологии, власть должна гарантировать каждому гражданину свободу выражать свои убеждения. Дело власти - заниматься земными делами, религия же дает ответы на духовные вопросы и искания. А кто такой человек, который верит? Это человек, который имеет надежду. Саркози не видит, чем эта надежда может противоречить республиканскому строю.

Напротив, он хочет, чтобы Республика была гарантом реальных, а не виртуальных прав. Как объяснить французским мусульманам, что они имеют те же права, что и другие, когда им приходиться молиться в подвалах или гаражах? Источником опасности, которую несет радикальный исламизм, Саркози считает не мечети, а как раз эти подвалы и гаражи, а также тот факт, что религиозное образование имамов и постройка культовых объектов финансируются из-за рубежа.

Когда заходит речь о диалоге властей с религиями, он задается вопросом: как наладить диалог с мусульманами Франции, представляющими вторую по численности верующих религию в стране, если у них нет официальных представителей? Поэтому он продолжил дело своего предшественника на посту министра внутренних дел и в 2003 году возобновил деятельность Французского совета мусульманского культа, в ответственность которого, кроме диалога с властями, входит, в частности, подготовка имамов и строительство мечетей - не без помощи местных властей.

По вопросу о преподавании религии в школах Саркози высказывается как сторонник преподавания истории главных религий, но выступает против того, чтобы в школе читали и комментировали религиозные тексты, так как толкования могут быть весьма субъективными, а это создает опасность возобновления религиозных войн. Он также считает, что школьникам было бы полезнее знать главные события из истории монотеистических религий, чем имена богов и богинь Древней Греции.

Николя Саркози часто говорит, что нельзя ограничивать жизнь и деятельность церквей только духовной областью, только сферой частной жизни. Для него религия - это не только культ, это также и культура. В качестве примера он обращает внимание на то, что многие неверующие евреи идут в праздник Йом Кипур в синагогу потому, что это часть не только культа, но и еврейской культуры в целом.

Сам Саркози время от времени ходит с семьей в церковь, но порой испытывает разочарование недостаточно высоким уровнем проповеди. Он никоим образом не отказывает епископам в праве говорить о вере, но сожалеет, что из мира ушли великие религиозные голоса таких интеллектуалов, как Андрэ Фроссар и Жан Гитон.

Отвечая на вопрос, не может ли религиозное возрождение привести к утрате национальной идентичности, он заявляет, что будет бороться за эту идентичность, потому что если национальное сознание ослабевает, люди поворачиваются в сторону своей узкой общины. Главные религии он защищает, так как их слабость приводит к тому, что люди обращаются к сектам. По его мнению, есть связь между ослаблением чувства национальной принадлежности и усилением чувства принадлежности к частным сообществам. Саркози считает, что религия может играть в обществе роль связующего элемента.

В заключение Николя Саркози напоминает, что нынешняя Франция - это два века христианства, соединившегося со светской нравственностью. Вся Франция покрыта церквами. Католическая религия - одна из основ французской идентичности. Но идентичность не является застывшим понятием. Она строится постепенными наслоениями. А Франция - их синтез.
Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси